Ефимова Лариса Николаевна
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Бережное отношение к хлебу»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Г. КОТЕЛЬНИКОВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшей группы
на тему:
«Бережное отношение к хлебу»
Автор: Ефимова Л. Н. ,
старший воспитатель
г. Котельниково
2022 г
Название занятия : «Легко ли вырастить хлеб?»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром „Бережное отношение к хлебу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель :создать условия для усвоения детьми знаний об особенностях выращивания и производства хлеба
Задачи:
- познакомить детей с технологией выращивания и производства хлеба ;
- способствовать развитию познавательных способностей, логического мышления и речевой активности;
- воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу
Оборудование – мультимедийное оборудование, презентация, ватман, картинки- изображения трудового процесса по выращиванию хлеба (трактор- пашет землю, трактор с сеялкой, комбайн, самолет, клей- карандаш по количеству детей, картон для наклеивания разрезных картинок, маркер, фото с хлебом, валяющимся на асфальте, конверт, письмо.
№ п / п Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
Задачи:
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- подготовиться к совместной познавательной деятельности на занятии;
- включиться в познавательную деятельность через игровую ситуацию.
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
- создать ситуацию готовности детей к сотрудничеству;
- способствовать подготовке детей к продуктивной деятельности на занятии.
Задачи:
- обеспечить доброжелательную обстановку для продуктивной деятельности на занятии;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- создать мотивационную ситуацию для постановки цели занятия.
Методы – мотивации и стимулирования, словесные и игровые
Приемы:
-эмоциональный тон воспитателя;
- заранее продуманное место расположения детей;
Приветствие (коммуникативная игра)
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите пожалуйста в окно, какой прекрасный денек выдался сегодня. Как ярко и весело светит нам солнце, а небо радует своей прозрачностью и таинственностью. Давайте с вами так же доброжелательно поздороваемся с ними и друг с другом.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Ребята, мне очень приятно видеть вас сегодня, потому что у нас очень интересная тема для разговора. (Стук в дверь.).
- Как вы думаете. Кто стучит? (Варианты детей)
Воспитатель подходит к двери и получает конверт.
- Ребята, нам снова прислали письмо. Как вы думаете, от кого? (ответы детей)
Воспитатель достает фото, на котором изображен хлеб на асфальте.
– Ребята, посмотрите, что изображено на этом фото? – как вы думаете, почему хлеб валяется на асфальте? Кто его мог выбросить? Почему так случилось? (предположения детей).
- Ребята. Посмотрите, в конверте есть письмо! Давайте его прочитаем.
Воспитатель читает. (Здравствуйте, ребята! Пишут вам два друга из солнечного города, Знайка и Незнайка! Мы снова поссорились! А дело было так: гуляя по солнечному городу мы увидели хлеб, который валялся на асфальте! Я разволновался, потому что считаю, что хлеб разбрасывать нельзя, хлеб- это наше богатство, его очень трудно вырастить, а Незнайка сказал, что ничего страшного, в хлебе ничего ценного нет, в магазине он стоит дешево. Поэтому мы снова поссорились. Помогите разрешить наш спор, разобраться, кто же был прав и помириться.)
- Поможем Незнайке и Знайке помириться?
2. Повторение изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
1. Продемонстрировать имеющиеся знания
2. Возникновение внутреннего побуждающего мотива прийти на помощь жителям Солнечного города
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
- создать условия для возникновения у ребенка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности
- оказать помощь детям в обобщении соответствующими материалами занятия и вызвать затруднение в игровой ситуации
Задачи:
- подвести детей к осознанию того, что они что- то не знают;
- вызвать интерес к новым знаниям
Методы организации –проблемно поисковый, словесный, ситуативно-наглядный;
Методы стимулирования – поощрение (похвала; одобрение, благодарность)
Методы оценивания – похвала, одобрение
- Ребята, как вы думаете, кто из друзей прав?
- Давайте вспомним, как выращивали хлеб на Руси?
- Как пахали землю? (Землю пахали на лошади, которую запрягали в плуг)
- Как сеяли? (Сеяли вручную сеяльщики, разбрасывали зерна по полю).
- Затем что делали? (Срезали колосья, складывали их в снопы, а когда колоски подсыхали, молотили их).
- Затем, что делали? (везли зерно на мельницу, делали муку).
- А потом, что? (Хозяйки сами пекли хлеб).
- Трудно было вырастить хлеб? (трудно)
- Почему, как вы думаете? (Потому что все делалось вручную.)
-Как вы считаете, в наше время можно легко вырастить хлеб? (Мнения разделяются, одни говорят, что сейчас легче, потому что используют машины, другие тяжело)
- Для того, чтобы решить наш спор, я предлагаю пройти в наш презентационный зал, посмотреть презентацию и потом уже решить, легко ли сейчас выращивать хлеб.
3. Изучение учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
Задачи:
Методы организации –
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
Познакомиться с процессом выращивания зерна
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
обеспечить восприятие и запоминание изучаемого материала
- содействовать усвоению детьми новых знаний, которые приведут к определенному выводу;
Методы организации – словесные, наглядные (ТСО);
Методы стимулирования – поощрение, словесные (эмоциональный тон воспитателя)
Методы оценивания – похвала, одобрение
(Слайд2)
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Хлеб — символ достатка и благополучия. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью.
(Слайд 3)
Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни, хлебом-солью встречали гостей.
(Слайд4)
В военные годы, если у человека была булка хлеба, то он вполне мог радоваться.
(Слайд 5)
Хлеб выдавали по карточкам.
(Слайд 6)
Его употребляли, чтобы выжить, поскольку возможности питаться полноценно у многих не было.
(Слайд 7)
В те времена дети даже видели счастливые сны о том, как едят хлеб.
(Слайд 8)
Привычка беречь хлеб – это дань прошлому. В наше время хлеб тоже занимает почетное место на нашем столе. Без него не обходится не один прием пищи.
(Слайд 9)
Но к сожалению, встречаются случаи, когда люди неуважительно относятся к хлебу.
- Как вы думаете, почему?
- Да, действительно, хлеб стал доступным для всех, его можно купить в любом магазине за достаточно низкую цену.
- Как вы считаете, вырастить хлеб легко? (ответы детей)
- Давайте разберемся в этом вопросе.
(Слайд 10)
- В наше время хлеб выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
(Слайд 11)
Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе.
(Слайд 12)
Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинается пахота.
Пашут землю трактором, а ведет его тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Тракторист пашет землю с раннего утра и до позднего вечера, так как нужно успеть вовремя это сделать, чтобы почва не пересохла.
(Слайд 13)
- И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
- Что дальше, как вы думаете? (предположения детей)
- Правильно, теперь можно начать сеять. (Слайд14)
К трактору прицепляют сеялки, и те ровными аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
(Слайд 15)
- Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки? Что делать? (предположения детей) (Слайд 16)
- И вновь на помощь людям приходит машина. Самолет разбрасывает над посевами особую химическую жидкость- она уничтожает все сорные травы. (Слайд 17)
Наконец пшеница созрела. Что дальше?
(Слайд 18)
- Правильно! Колхозники начинают жатву. Тогда на поле выходит другая машина- комбайн. Как вы думаете, кто управляет машиной? (ответы детей) - Правильно, это комбайнер.
(Слайд 19)
Комбайнеры работают в поле с раннего утра и до поздней ночи, нужно успеть, чтобы зерно не перезрело и не высыпалось из колосков на землю. (Слайд20)
Комбайн- очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает ее (отделяет зерна, высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает соломы в копна, которая пригодится на корм животным.
(Слайд 21)
- Как вы думаете, как называются люди, которые выращивают хлеб? (ответы детей)
- Вы правы, хлеборобы
- Куда везут готовое зерно? (ответы детей)
(Слайд 22)
Правильно на мельницу или на мукомольный завод. (Слайд)
(Слайд 23)
- Мука готова. Что дальше? (предположения детей)
- Верно. С мельницы муку доставляют на хлебозавод, (Слайд 24)
где замешивают из нее пышное тесто
(Слайд 25)
и пекут буханки, булки, батоны, баранки, все то, что мы любим, без чего не обходится не один завтрак, обед и ужин.
– Как вы думаете, как выпечка попадает в магазин? (предположения детей)
(Слайд 26)
– Правильно, ее развозят на специальных машинах.
(Слайд 27)
- И вот наконец то хлеб попал к нам в магазин, где мы его сможем купить!
4. Закрепление изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- закрепить знания и способы умения работать в группах.
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе: установление правильности и осознанности изученного материала
Задачи:
- организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в измененных ситуациях.
- создать условия для работы парами
Методы организации – словесные, игровые;
Методы стимулирования – похвала; оказание помощи жителям Солнечного города
- Теперь вы узнали, как выращивают и производят хлеб? (Да)
- Давайте с вами станем в круг и немножко отдохнем.
Проводится физкультминутка.
Тара – тара – та – ра – ра
Выезжают трактора
(шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать,
(имитируют работу плуга, идут по кругу)
Будем рожь засевать,
(делают рзбрасывающие движения руками как будто сеют)
Будем рожь молотить,
(руки кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить
(имитируют качание младенца)
- Как вы считаете, легок ли труд хлебороба?
- Почему?
- Кто из друзей был прав?
- Правильно, Знайка. Конечно труд хлебороба труден.
- Как же нам помирить друзей? (варианты детей)
- Давайте мы им составим письмо из картинок. Которые мы с вами сейчас соберем, Незнайка посмотрит на картинки и поймет, как труден труд хлебороба и друзья помирятся.
- Сядьте пожалуйста за столы. (дети садятся за столы)
- Перед вами лежат разрезанные картинки. Вам нужно вместе собрать картинку и наклеить ее на карточку. (Дети парами выполняют задание).
- Все выполнили задание? Что же у вас получилось?
- Теперь давайте подойдем к круглому столу, на котором лежит лист ватмана и приклеим карточки в том порядке, в котором хлеборобы выполняют трудовые операции в процессе выращивания хлеба. (Дети берут карточку и подходят к столу.)
- Чтобы вырастить хлеб, что нужно сделать в первую очередь?
- Правильно, тракторист пашет землю. У кого такая карточка, приклеивайте ее первой. (Аналогичная работа ведется со всеми карточками.)
- Молодцы! Как вы думаете, получив такое письмо Незнайка поймет, что хлеб людям достается нелегко, что его нужно беречь?
- Ребята, а что нам делать с фотографией, которую прислали друзья? Как помочь Незнайке запомнить, что так делать нельзя? (варианты детей)
- Давайте каждый возьмет маркер и зачеркнет ее. (Дети зачеркивают
фотографию и кладут ее в конверт с письмом.)
- Молодцы, ребята, думаю, что получив это письмо. Незнайка поймет, что был не прав и пойдет мириться со своим другом.
5. Рефлексия
Цель:
Цель для воспитателя:
1. Оказать помощь в осмыслении в осмыслении собственной деятельности и осознании личных достижений.
2. Создать условия для выявления эмоционального состояния воспитанников.
Цель для воспитанников: осознать личностные достижения.
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Для чего мы это делали?
- Какие были трудности?
- Как с ними справлялись?
- Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали на занятии?
- Кто считает, что мы здорово провели свое время, давайте свои «пятерочки»! (ладошки)
(Слайд 28)