Наталья Серкова
Конспект занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Цель: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь преодолевать тревожность;
Формировать умение понимать себя и других;
Способствовать преодолению скованности, неуверенности в себе;
Способствовать повышению самооценки.
Публикация «Конспект занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Материал и оборудование: магнитофон, видеомагнитогфон, аудиозапись песни «Буратино», спокойной музыки, фрагмент фильма-сказки «Приключения Буратино» (битва героев в лесу, плоскостные фигурки Буратино, Пьеро, Карабаса-Барабаса, лисы Алисы, пиктограммы с эмоциями (радость, печаль, злость, интерес, любопытство, хитрость, фланелеграф, угощение для детей.
Ход занятия:
Представление детей гостям.
Цель: настроить детей на занятие, повышение уверенности в себе.
Уважаемые гости, позвольте представить маленьких участников нашего мероприятия:
Настенька – обаятельная, добрая, будущий воспитатель – достойная смена маме;
Илюшенька – умный, любознательный, будущий создатель компьютерных игр для детей;
Дашенька – скромница и умница, трудолюбива и ответственна, будущий детский врач;
Мишенька – добрый, отзывчивый и т. д.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия: упражнение «Назови соседа ласково по имени»
Цель: создать в группе оптимистичный и доброжелательный настрой.
Дети стоят в кругу. Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем: «Доброе утро, Настенька!», следующий ребё нок обращается к своему соседу: «Доброе утро, Мишенька!». Приветствие передаётся по кругу. Дети хором говорят:
«Встали все ребята в круг,
Я – твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
и друг другу улыбнёмся!»
- Давайте возьмёмся за руки и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
Ребята, отгадайте загадку:
«Человечек деревянный,
Он весёлый, озорной,
Подарила черепаха
Ему ключик золотой» (Буратино).
Вы, конечно, знакомы с забавным деревянным человечком Буратино и его друзьями из сказки «Золотой ключик». Героям этой книги пришлось пережить немало разных приключений. Я предлагаю вспомнить эту сказку и поиграть с её героями.
Разминка.
Цель: снизить физическое и психическое напряжение, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
Помните? Старый шарманщик папа Карло решил смастерить из полена куклу. Давайте покажем этого маленького шалунишку.
Упражнения «Буратино», «Пьеро» : Буратино весь из дерева, твёрдый. Он стоит расставив ноги, как дерево, и руки такие же твёрдые. Спина, шея деревянные, а на лице весёлая улыбка (показывают напряжённо).
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл-
Ключик видно не нашёл».
- А теперь вы превратились в тряпичную куклу Пьеро. Буратино весёлый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Всё тело у него расслаблено. Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает, он же сделан из мягкой ткани. Все движения медленные.
Сейчас мы снова деревянные человечки. У Буратино длинный дере-вянный нос.
Упражнение «Буратино рисует».
Цель: почувствовать приятные ощущения от медленных плавных движений позвонков шейного отдела (массаж шейных позвонков).
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко:
1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.
Дети садятся на стулики.
- Ребята, помните какой Буратино был хвастунишка в начале сказки. Давайте и мы с вами немного похвастаемся своими умениями.
Упражнение «Я умею».
Цель: повышение самооценки, развитие самосознания.
Дети по кругу говорят о своих умениях. Первый ребё нок начинает: «Я умею…» (например, быстро бегать, мыть посуду и т. д., следующий ребёнок говорит» «А я умею…» (умения не должны повторяться).
- А вот и Буратино (вносится плоскостная фигурка Буратино на фланелеграф). Расскажите какой Буратино (весёлый, радостный, озорной). Дети находят пиктограмму с эмоцией «радость».
Покажите какой Буратино весёлый (дети показывают радость).
- Настенька прочитает стихотворение, а вы отгадайте какое чувство испытывал Буратино.
«Буратино длинным носом
В очаге проткнул дыру,
У мальчишки сто вопросов:
Отчего да почему?
Непонятно, интересно,
Не знаком ему покой
И какую дверь откроет
Этот ключик золотой?» (интерес, любопытство). Дети находят пикто-грамму «любопытство».
- А какой Пьеро? (вносится его фигурка) – грустный, печальный. Дети находят соответствующую пиктограмму.
Покажите какой Пьеро грустный, как он печально зовё т Мальвину:
«Пропала Мальвина – невеста моя,
Она убежала в чужие края».
Сейчас Дашенька покажет ещё одного персонажа, а вы отгадайте кто это? (изображает лису Алису).
- Какая лиса Алиса? (хитрая, коварная, обманщица) – находят пикто-грамму.
Покажите какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь я тебя научу, как разбогатеть». Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадётся за Буратино на поле дураков, чтобы украсть у него деньги Как она говорит: «Какое небо голубое…»
Минутка танцевальной терапии.
- Но что за весёлая музыка? (включается аудиозапись песни «Бурати-но»). Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как весёлый Буратино или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.
- А теперь давайте изобразим Карабаса Барабаса. Какой он? (злой, беспощадный). Вносится изображение Карабаса Барабаса, дети находят пиктограмму. Брови у Карабаса Барабаса нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щёлкает, кулаки сжаты, ногами топает, хлыстом размахивает, бородой трясёт, грозно кричит:
«Всех поймаю, ключик отберу,
Всех кукол в огне сожгу».
Похожи мы на злого Карабаса Барабаса?
Вы его боитесь? Давайте вместе скажем:
«Злой ужасный Карабас,
Не боимся больше вас!» ( повторить три раза: шёпотом, погромче, громко).
Беседа с детьми.
Цель: снятие страхов, развитие умения у детей регулировать своё по-ведение развитие навыков самостоятельного выбора детьми подходящих форм реакций в разных ситуациях.
- Я вижу, что вы не боитесь Карабаса Барабаса, но героям сказки пришлось испытать страх. Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма – сказки «Приключения Буратино», встречу кукол с Карабасом Барабасом и другими злодеями. Вы внимательно посмотрите и скажите, как герои смогли побороть свой страх и победить злодеев. (просмотр фрагмента)
Дети отвечают: Мальвина громко смеялась над злодеями, Пьеро читал язвительные стишки, Артемон боролся с псами, позвали на помощь взрослых – папу Карло, Джузеппе.
- Все вместе герои смогли побороть свой страх. Какие способы преодоления страха вы знаете, что вы посоветуете, чтобы не бояться? (использовать заклинание «Я не боюсь!», рассудить есть ли реальная угроза твоей жизни или она только в твоём воображении, заняться каким – нибудь делом, поговорить с мамой, позвать на помощь взрослого, нарисовать свой страх и изорвать его, побольше радоваться и т. д.).
- Послушайте стихотворение, которое приготовил Кирюша и скажите как он победил свой страх:
«Меня напугал так сильно страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул «Ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул «Ха!»,
И мигом страх
Забился под забор…
Он струсил сам!
И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор».
- Миша тоже приготовил стихотворение про страх:
«У страха глаза велики.
У страха ни зубы – клыки.
У страха, как бочка живот.
У страха желание есть-
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «Ах!»
А я ничего не боюсь.
Придумаю страх и смеюсь».
- Вы много знаете способов преодоления страха. А самый главный совет: побольше радоваться, в жизни очень много хорошего. Надо научиться это видеть, быть оптимистом!
- Буратино смог преодолеть все трудности и в награду получил от черепахи Тортилы золотой ключик. Волшебный ключик может открыть не только потайную дверь в коморке папы Карло, но и другую. Какую вы сейчас узнаете.
Релаксация «Золотой ключик».
Цель: помочь детям расслабиться, способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Звучит медленная музыка.
-Примите позу покоя, закройте глаза и положите правую руку на об-ласть своего сердца. В сердце каждого из вас есть дверка, через которую можно получать и посылать любовь. А ключик от этой дверки - в ваших руках. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что эта дверка открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускаются любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому – нибудь свою любовь. Её можно посылать разным людям: может быть папе и маме, может быть друзьям. А сейчас представьте, что вы увидели солнечный свет в сердцах тех людей, кому вы отправили свою любовь, и если захочется улыбнитесь при этом». (Упражнение выполняется в течении нескольких минут. Дети делятся впечатлениями: что они представили, кому дарили свою любовь).
- Вот и подошло к концу наше приключение. В подарок от Буратино примите золотые монетки (угощение- шоколадные монетки в фольге).
Ритуал прощания.
Цель: закрепление положительного эффекта, привидение в равновесие эмоционального состояния детей.
Дети становятся в круг и произносят слова:
«Снова за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Мы не будем огорчаться,
Что уже пора прощаться».
- Я была рада вас всех видеть. Я вас всех люблю и жду с нетерпением следующей встречи.