Нина Бабушкина
Конспект занятия «Мореплаватели и их открытия» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «Мореплаватели и их открытия»
Образовательная область – познание.
Вид деятельности – познавательно – исследовательский. Цель: формировать представление о мореплавателях и их открытиях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: способствовать уточнению представления у детей о глобусе и географической карте, материках;
содействовать расширению кругозора детей через знакомство с первыми мореплавателями; побуждать детей употреблять слова «глобус, карта, материки, первооткрыватели»; способствовать развитию любознательности детей, желания получать информацию о великих открытиях;
способствовать формированию представления о том, что всегда ценится способность человека точно планировать свои действия;
способствовать воспитанию чувства гражданственности, уважения к подвигу предков.
Материал: глобус, карта полушарий, картинки, бутылка с запиской.
Ход:
1. Мотивация. Дорого душе моей Море – царство кораблей, Там, где волны тихо плещут, там, где ветер мокрый плещет, там, где скопище фрегатов, Где легенды о пиратах. – Людям свойственно мечтать, наши далёкие предки мало знали о планете, на которой мы живём. – Как называется наша планета? – На протяжении многих веков люди мечтали своими глазами увидеть необъятную нашу землю, познать, что находиться за её пределами. Они мечтали о великих путешествиях и их мечтам суждено было сбыться. А хотите мы с вами отправимся в путешествие?
2. Проблемная ситуация. –На чём можно было путешествовать в далёкие времена? 3. Знакомство с новым.
– Ещё с давних времён для продвижения по воде люди использовали деревья. Наши предки славяне выдалбливали середину древесного ствола, заостряли концы, получался чёлн – лодка – долблёнка.
Жители далёкого севера – эскимосы и чукчи, сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова лёгкая лодочка каяк.
Древние жители Южной Америки пробовали плавать по океану на плотах. Первые суда были оснащены вёслами.
Со временем на смену вёслам пришли паруса. Первые корабли были небольшие, постепенно размеры кораблей увеличивались, прибавились паруса на мачтах, что улучшило подвижность корабля и позволило покрывать большие расстояния.
– Но как же мореплаватели не сбивались с пути? Что помогало им в путешествиях?
На столе передо мной Закружился шар земной Арктика, экватор, полюс, Уместил всю землю…
-Что вы знаете о глобусе? Глобус – это уменьшенная модель Земли. На нём показаны материки, моря, океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты. –А что обозначает каждый цвет?
- А что ещё составляют учёные, чтобы изобразить нашу планету?
На свете много островов, Так много, что не счесть… А вот больших материков Мы насчитаем шесть.
- Ребята, как называли путешественников, которые первыми открывали новые, неизведанные ранее земли? – Оказывается кроме рыб в море и бутылки плавают. Посмотрим, что там внутри.
4. Гимнастика на релаксацию. Закройте глаза. Представьте, что вы плывёте на корабле. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце тёплое. Летают чайки, волны бьются о корабль. Дышится легко и свободно. Вы ощущаете свежесть морской воды. Лёгкий ветерок обдувает ваше лицо. Поднимите руки к солнцу, оно ласкает каждый пальчик. Настроение бодрое. Откройте глаза.
Это было более 500 лет назад. Европейские мореплаватели искали путь в страну сказочных богатств – Индию, откуда везли золото, серебро, драгоценные камни. Самые отважные из них отправлялись в опасные плавания по неизведанным морям и океанам. Летом 1492 года Христофор Колумб отдал команду поднять паруса, и три его каравеллы отплыли из Испании. Долго продолжалось плавание, команду обуял страх перед неизвестностью и Колумбу пришлось предотвращать начинавшийся бунт. И лишь на семидесятый день плавания раздался крик матроса: «Земля!». Они увидели маленький остров, на котором оказались лишь обнажённые туземцы, или индейцы, как их назвал Колумб. Так была открыта Америка. Люди помнят открытие Колумба, но своё название Америка получила в честь итальянского мореплавателя Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года пять судов Магеллана двинулись в путь. Через Атлантический океан, через пролив в Южной Америке, корабли вышли на просторы океана, оказавшегося настолько спокойным, что они назвали его Тихим. Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Тихого океана. Моряки охотились даже на корабельных крыс и жевали бычью кожу, из которой была сделана обшивка парусов. Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь- смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле путешественники продолжали плавание. Через три года корабль вернулся в Испанию. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие, доказавшее, что Земля имеет форму шара.
5. Физкультминутка. Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем мы с тобою. Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Долгое время Южный полюс оставался недоступным для человека. Но и он покорился отважным. Опытный путешественник из Норвегии Руальд Амундсен очень тщательно готовился к экспедиции: точно рассчитал путь, сколько понадобится продуктов и на чём лучше передвигаться. 19 октября 1911 года с четырьмя спутниками на собачьих упряжках и без особых сложностей добрался на лыжах до полюса. А 25 января он вернулся обратно на базу. Другой путешественник Роберт Скотт, хотя и вышел раньше на месяц, но пришёл позднее. Он решил проделать этот путь на моторных санях и на нескольких упряжках пони, что, как и оказалось, было большой ошибкой. Трудности обрушивались одна за другой: двигатели из-за мороза отказывали, а пони погибали. Скотт слабо обозначил путь на карте, дольше был на стоянках, не хватало еды. С горсткой своих людей он дошёл до полюса – и в результате обнаружил там норвежский флаг. Совершить обратный путь участникам экспедиции оказалось уже не под силу. Экспедиция погибла, но Роберт Скотт был мужественным человеком. И на карте можно найти два имени Амундсен-Скотт. Вот оказывается как важно уметь хорошо продумывать свой путь, точно рассчитывать каждое действие.
6. Итоговая рефлексия. Наше путешествие закончилось. Что вы запомнили о путешественниках? Что было особенно интересно для вас? Какие были трудности? О чём вы хотели бы ещё узнать?