Лариса Докторова
Конспект занятия «Мир комнатных растений»
Цель: Обобщить знания детей о комнатных растениях. Образовательные задачи: - расширять знания детей о комнатных растениях, их названиях (фиалка, фикус, герань, бегония, сансевиерия); - познакомить детей с частями растения (корень, стебель, лист, цветок);
Публикация «Конспект занятия „Мир комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- закрепить представление о том, что растение – это живые существа и способам ухода за растениями;
- познакомить детей с новым комнатным растением - хлорофитум, и способом ухода за ним (опрыскивание пульверизатором); - пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний; - формировать умение закрашивать рисунок цветными карандашами.
Воспитательные задачи: - воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Развивающие задачи: - развивать наблюдательность, зрительное восприятие. Предварительная работа: знакомство с названиями и рассматривание комнатных растений в группе, беседы о значении комнатных растений, о способах ухода за ними. Словарная работа: расширение словарного запаса: фиалка, фикус, герань, бегония, сансевиерия хлорофитум; сухая и мокрая земля, влага. Материалы и оборудование: мольберты, влажные тряпочки, кисточки, опрыскиватель, палочки для рыхления, фартуки, цветные карандаши; схемы; лейки с водой.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Воспитатель: о ком эта загадка?
Дети: о комнатных растениях.
Воспитатель: да, правильно, сегодня мы будем говорить о комнатных растениях. Посмотрите как много комнатных растений у нас в группе. А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения, какую они приносят пользу?
Дети: украшают группу, очищают воздух от пыли и грязи.
Воспитатель: правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они нужны нам для дыхания.
Воспитатель приглашает детей к мольбертам с картинками растений
Воспитатель: какие растения вы здесь видите?
Дети: герань, фикус, фиалка, одуванчик.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое растение здесь лишнее и почему?
Дети: одуванчик. Потому, что он растет на улице, а все остальные растения живут
только в помещении.
Воспитатель: правильно! Поэтому их и называют комнатными растениями.
Воспитатель: ребята, давайте вместе с вами рассмотрим, из каких частей состоит растение?
Рассматривание на мольберте схемы строения цветка.
Дети: корень, стебель, лист, цветок.
Воспитатель: ребята, а попробуйте отгадать еще одну загадку:
Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест.
Воспитатель: о ком эта загадка?
Дети: о растениях!
Воспитатель: а как же растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? Так говорят потому, что, все растения растут, поворачивается к свету. А дышат растения через листья, корни. Растения питаются не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Воспитатель: ребята, так что нужно делать, чтобы комнатные растения хорошо росли, цвели и радовали нас? Что нужно растению для жизни?
Дети: надо растения поливать, протирать, рыхлить, опрыскивать.
Воспитатель: вы идите на мольберте картинку с цветком, а на столе лежат картинки того, что нужно для роста комнатного растения (горшок с землей, лейка с водой, солнце, сердечко, палочка для рыхления, тряпочка, пульверизатор и др. картинки). Дети подходят мольберту и выбирают нужные изображения и приклеивают на мольберт.
Воспитатель: молодцы ребята, вы справились с заданием. Ребята, мне кажется, что в дверь кто-то стучится.
Входит Незнайка с цветочным горшком в руках.
Незнайка: здравствуйте ребята. Я услыхал, что вы здесь говорите о комнатных растениях. Мне недавно подарили вот это растение, но я не знаю, как оно называется и как за ним ухаживать. Может, вы мне поможете?
Воспитатель: погоди, Незнайка. Я думаю, что ребятам тоже еще не знакомо это растение.
Незнайка: ой, как мне жаль, что вы не можете мне помочь.
Воспитатель: но, почему не можем. Я знаю, как называется это растение – это хлорофитум, травянистый многолетник с коротким стеблем, клубневидной корневой системой и розеткой зелёных листьев удлиненной формы. Растение неприхотливо и доступно в уходе, который включает в себя стандартные процедуры полива, подкормки, пересадки. А для того, чтобы знать, как правильно ухаживать за растениями, мы на горшочки наклеиваем специальные схемы.
Показ схемы с символами по уходу за растениями.
Воспитатель: Незнайка, мы и тебе подарим такую схему. Ты приклеишь её на горшочек с цветком и никогда не забудешь, как правильно за ним ухаживать.
Незнайка: мне так стало весело и радостно от того, что я теперь знаю, как называется моё растение и как за ним ухаживать, что мне очень захотелось поиграть с вами, ребята.
Включается музыка «Вальс цветов».
По кругу выкладываются цветы по счету детей. Дети встают в круг, берут в руки цветочки, выложенные на ковре.
Незнайка: солнышко садится, и вы садитесь на корточки.
Физминутка «Цветы».
Раз-два-три, выросли цветы (дети медленно встают).
К солнцу потянулись высоко (тянутся на носочках,
Стало им приятно и тепло (смотрят вверх).
Ветерок пролетал, стебельки покачал (раскачивают руками влево - вправо над головой).
Влево качнулись - низко прогнулись (наклоняются влево,
Вправо качнулись – низко прогнулись (наклоняются вправо).
Ветерок, убегай (грозят пальчиком).
Ты цветочки не ломай (приседают).
Пусть они растут, растут (медленно поднимаются,
Детям радость принесут (руки вверх, раскрывают пальчики).
После проведения игры воспитатель приглашает детей и Незнайку к столам, где расставлены комнатные растения.
Воспитатель: вырастили цветы, а чтобы они не завяли и росли красивыми, нужно правильно ухаживать за ними.
Воспитатель и Незнайка помогают одеть детям фартуки, и подводят к столам.
Стол №1 (с фикусом и фиалкой).
Воспитатель: ребята, как называется это растение?
Дети: фикус.
Воспитатель: посмотрите, листья фикуса пыльные, какой уход необходим фикусам?
Дети: надо протирать листья влажной тряпочкой.
Воспитатель: верно ребята. Кладем на ладошку лист фикуса и влажной тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем (воспитатель показывает детям).
Воспитатель: какой еще цветок стоит на этом столе?
Дети: фиалка.
Воспитатель: ребята, аккуратно потрогайте листья фиалки, какие они на ощупь?
Дети: мягкие, пушистые, мохнатые.
Воспитатель: а как надо ухаживать за фиалкой?
Дети: с листьев надо аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки боятся воды. Они могут сгнить.
Воспитатель: правильно, молодцы ребята.
Стол № 2 (с хлорофитумом и геранью).
Незнайка: ребята, а как называется это комнатное растение, с которым сегодня познакомились и вы и я?
Дети: хлорофитум.
Незнайка: точно, хлорофитум. Посмотрите, листья у хлорофитума длинные, тонкие, их невозможно протереть и сметать пыль кисточкой. Как же нужно за ними правильно ухаживать?
Воспитатель: ребята, оказывается, листья хлорофитума нужно опрыскивать (показ воспитателя).
Незнайка: а как называются эти комнатные цветы?
Дети: герань.
Незнайка: ребята, посмотрите, но листья у герани чистые. А вот земля, сухая, твердая. Какой уход ей необходим?
Воспитатель: если земля сухая, ее надо прорыхлить, а затем полить, но рыхлить нужно аккуратно, не повредив корни растений. Незнайка помогает детям справиться с заданием.
Стол № 3 (с бегонией и сансевиерией).
Воспитатель: а как называется этот цветок?
Дети: бегония.
Воспитатель: да это листовая бегония - это не цветущее многолетнее растение. От других видов оно отличается капризностью. Так, листовые бегонии нельзя держать под открытым небом, то есть эти бегонии любят тепличные условия, высокую влажность, рассеянный свет. Главный признак вида - большие (15–20 см) и красивые листья. Стебли опушены, обратная сторона листа обычно имеет красный оттенок. Поливать бегонию надо в поддон, опрыскивать листья нельзя.
Дети вместе с Незнайкой наливают воду в поддон.
Воспитатель: у нас остался еще один цветок. Его трудно запомнить, поэтому я вам подскажу. Это сансевиерия или щучий хвост. Вечнозеленый многолетник с растущими от корня прямостоящими длинными листьями. Как правильно ухаживать за листьями сансевиерии? Оказывается, опрыскивать сансевиерию не нужно, лучше протереть листья мокрой губкой. Это поможет снять накопившуюся пыль и облегчит растению доступ кислорода, нельзя допускать сильного пересыхания почвы, иначе цветок погибнет.
Незнайка помогает ребятам протереть листья сансевиерии влажной тряпочкой.
Воспитатель: молодцы ребята, и ты Незнайка тоже молодец, все справились с заданиями по уходу за комнатными растениями (дети снимают фартуки).
Воспитатель: а теперь садимся за столы. На столах у вас лежат листочки с нарисованными горшочками. Я предлагаю вам нарисовать растение, с которым мы сегодня познакомились – хлорофитум. Какого цвета у хлорофитума листья, какой они формы, есть ли у него стебель?
Воспитатель: Незнайка, оставайся с нами, и для тебя найдется чистый листочек.
Воспитатель: молодцы ребята, у всех получились красивые цветы.
Незнайка: а можно я заберу свой рисунок, я повешу его у себя в комнате.
Воспитатель: конечно, Незнайка, забирай свой листочек. А мы с ребятами развесим наши листочки на стенде, чтобы показать их родителям.
Дети заканчивают свои работы. Воспитатель предлагает повесить их на стенде и приглашает детей для обсуждения занятия.