Ольга Варегина
Конспект занятия по развитию речи «Лесной доктор» для детей младшей группы по ФГОС
Конспект НОД по развитию речи «Лесной доктор»
для детей младшей группы по ФГОС.
Образовательные области: речевого развития, социально – коммуникативного развития, художественно – эстетического развития, физического развития, познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лесной доктор“ для детей младшей группы по ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель - способствовать формированию представления детей о птице дятел, почему его называют лесным доктором.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с внешними признаками птицы дятел;
- Познакомить со способами добывания пищи дятлом, устройством гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу;
- Активизировать словарь: «дерево», «дятел», «дупло», шишки
Развивающие :
- Формировать умение рассуждать, логически мыслить;
- Развивать общую и мелкую моторики;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к природе, ко всему живому
- умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с лесными обитателями (птицами, животными)
Просмотр мультипликационного фильма «Таежная сказка»;
Рассматривание иллюстраций с птицами лесов средней полосы,
Наблюдение за птицами во время прогулки, на участке детского сада,
Чтение произведений, отгадывание загадок о птицах
Материал и оборудование:
- Иллюстрации с изображением дятла;
- Аудиозаписи голосов птиц и стука дятла;
- Еловые, кедровые шишки;
- Картинка с дятлом на каждого ребенка;
- Гуашь, кисти, альбомы
Мольберт, магниты
Организационный момент:
Воспитатель предлагает сесть детям на ковре и поиграть в игру – разминку «Голоса птиц» :
Воспитатель показывает изображение птицы, дети изображают голосом эту птицу (ворона - каркает, голубь – курлычет, воробей – чирикает и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Голоса птиц изобразили правильно! А теперь садимся на стульчики и проведем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
«Птенцы» («Домик открывается)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Воспитатель включает запись с голосами птиц.
Воспитатель: Дети, прислушайтесь. Что вы слышите?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это в лесу переговариваются между собой птицы. В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц кричит.
Воспитатель: Но одну птицу всегда можем отличить по стуку клювом по стволу дерева. (Включается запись стука дятла).
Воспитатель: Дети, кто догадался, кто так стучит?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это стучит дятел.
Воспитатель выставляет на мольберт изображение дятла.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как выглядит дятел по внешним признакам.
Воспитатель: Дети, посмотрите, дятел – это большая, пестрая птица. У дятла есть голова, на голове два глаза, клюв. Тельце представляет туловище с двумя крыльями, две лапки. Дети, давайте скажем, какого цвета у дятла крылышки?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Да, цвет у крыльев черный и белый.
Воспитатель: На голове красные перышки, как шапочка. А в остальном дятел пестренький.
Воспитатель: Дети, дятел стучит клювом по стволам деревьев. Давайте повторим этот стук?
(Дети стучат пальчиками по столу). Дятел долбит клювом кору на дереве и добывает от туда различные личинки. А личинки отложили под кору дерева насекомые. Личинки наносят большой вред деревьям. Дятел лечит деревья, поэтому его называют «лесным доктором».
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про дятла
По деревьям я скачу.
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук – тук.
Где тут, где тут вредный жук?
Попадет мне на обед,
Кто нанесет деревьям вред
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку.
Физминутка:
Цель: снятия умственного напряжения, смена вида деятельности, стимуляция двигательной активности.
Вот на ветки прилетели (взмахи руками)
В красных шапках дятлы, (руки на затылок. вниз)
Распушили пёрышки, (руки вперёд, потряхиваем руками)
Греются на солнышке (руки в замок за спину, прогнуться).
Головой вертят, (повороты головы)
Улететь хотят. (Взмахи руками)
- Кыш! Кыш! Улетели
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, есть много загадок про дятла. Послушайте и отгадайте:
Он трудился на весу,
О не вспыхнул свет в лесу.
(дятел)
*** Кто в лесу деревья лечит:
Постучит – им сразу легче.
(дятел)
*** Раздаётся громкий стук.
Среди веток: тук-тук-тук!
– Чистишь дерево, приятель?
- Тук-тук-тук, - ответил.
(дятел)
*** Не дровосек, не плотник,
А первый в бору работник.
(дятел)
*** Рано утром тук да тук,
- За рекой раздался стук.
Удивляется сестра:
- Кто там трудится с утра?
Если в кузне дед Никита,
на замок, она закрыта!
Дятел.
Воспитатель: Ребята, я сейчас раздам каждому разрезанные картинки – пазлы. Сложив их правильно, мы увидим, чем питается дятел.
Дети собирают мазлы.
Воспитатель: Да, ребята, дятел летом питается личинками, жучками и мошками, которых находит под корой дерева. Дятел у нас зимующая птица и зимой дятел питается семенами кедровых и еловых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклевывает семена. (Рассматривание картинки)
Воспитатель: Дети, дятел каждый год себе новое гнездо делает. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, не залетели снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы. (Рассматривание картинки)
Воспитатель: Не зря дятла называют лесной доктор и помощник леса. Я вам раздам альбомные листочки с нарисованным дятлом, а вы кисточкой дорисуете ему лакомство – зернышки, семена шишек, личинки насекомых. Но сначала проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело?
Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.
(Дети выполняют задания)
Рефлексия:
Дети размещают выполненные работы на мольберт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на свои рисунки, наша птичка дятел будет доволен, много вы нарисовали ему и зернышек, и личинок, и семян. А лесной доктор – дятел и сам поможет другим птицам в огромном лесу!