Нелли Илларионова
Конспект занятия ко Дню Российской науки в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
ООД в подготовительной группе тема : День Российской науки. Ученые Якутии. Проведение эксперимента с использованием цифровой лаборатории «Наураша» на тему «Свет».
Ф. И. О. педагога: Илларионова Нелли Николаевна.
Должность: Педагог дополнительного образования по инженерии.
Группа : подготовительные, старшие группы.
Цель: Формирование и расширение знаний у детей дошкольного возраста об ученых Якутии.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия ко Дню Российской науки в подготовительной группе» размещена в разделах
- День науки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Воспитательные: Познакомить детей с учеными Якутии в «День Российской науки».
Образовательные: Сформировать у детей знания об истории. Ознакомить о вкладе якутских ученых в развитие мировой науки.
Развивающие: Развивать, воображение, внимание и способность анализировать. Развивать умение детей делать выводы по своей работе.
Обогащение словаря: ученый, поэт, писатель, олонхо, физик, химик,лингвист
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Средства ИКТ и ТСО: ноутбук, проектор, интерактивная доска, цифровая лаборатория «Наураша».
Ход ООД:
1. Вводная часть.
Введение в игровую ситуацию
Звучит музыка (космическая, научная).
Педагог: Здравствуйте ребята!
Предполагаемый ответ детей: Здравствуйте!
Педагог: Помогите мне, пожалуйста, ответить на один вопрос: Кто такой ученый?
Надеюсь, вы мне поможете.
Предполагаемый ответ детей: Да, мы поможем. Ученый это человек, который делает опыты, и. т. д.
2. Основная часть.
Педагог: Хорошо. Тогда давайте узнаем от Наураши, мальчика, который делает очень много экспериментов, более точный ответ (слайд №4).
Педагог: Спасибо тебе Наураша. Ученый - очень важная профессия. Что он делает?
Предполагаемый ответ детей: Делает опыты, проводит эксперименты, пишет книги.
Педагог: Да! А также создают, что-то новое, которое необходимо для жизни человечества.
Предполагаемый ответ детей: да.
Педагог: Сегодня ребята День Российской науки (слайд 5, 8 февраля ежегодно отмечается День российской науки. Этот праздник учредил в 1999 г. Борис Ельцин, будучи президентом России. Дата выбрана не случайно: в этот день в 1742 г. указом Петра I была основана Петербургская академия наук, первое высшее научное учреждение Российской империи. Хотите узнать о якутских ученых, что же они сделали, написали и какой вклад внесли в мировую науку?
Предварительный ответ детей: Да.
Педагог: (слайд 6) Иван Лаврентьевич Кондаков (1857-1931) – родился в г. Вилюйске, ученый-химик с мировым именем, первооткрыватель теории синтетического каучука, химик, фармацевт. Он по профессии химик-ученый, работал с разными веществами. Кем он был по профессии?
Предварительный ответ детей: Ученым химиком.
Педагог: Молодцы! (слайд 7) Эдуа рд Ка рлович Пека рский (1858-1934)— ученый лингвист он изучал якутский язык. Он свою жизнь посвятил научному изучению языка, фольклора и этнографии якутского народа. Работа: «Словарь якутского языка в 3-х томах». Э. К. Пекарский
Педагог: (слайд 8) Гавриил Васильевич Ксенофонтов (1888-1938)-исследователь истории, культуры, мифологии якутов, а также эвенков и бурят. Книги: Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов.
Педагог: (слайд 9) Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939)- якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы. В качестве этнографа собрал и подготовил к изданию якутские эпосы. «Олонхо» признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Олонхо – это эпос, устное сказание. (похожа сказку)
Педагог: (слайд 10) Киренский Леонид Васильевич (1909-1969)– родился в с. Амга.
Советский физик, в Красноярском педагогическом институте организовал научную магнитную лабораторию, был заведующим кафедрой физики, совместно с инженерами паровозо-вагоноремонтного завода изготовили вращающийся магнит.
(слайд 11) Башарин Георгий Прокопьевич (1912-1992) - доктор исторических наук, профессор. Научные работы: “Три якутских реалиста - просветителя”, “История аграрных отношений Якутии (60-е годы XVIII-сер. XIX в.)” и. т. д.
(слайд 12) Никодим Николаевич Ефимов (род. 15 ноября 1928 — 1992) - доктор физико-математических наук, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки. Сфера научных интересов — изучение космических лучей сверхвысоких энергий. Занимал должность начальника комплексной экспедиции широких атмосферных ливней (ШАЛ, заведовал лабораторией астрофизики космических лучей, возглавлял отдел частиц сверхвысоких энергий.
(слайд 13) Угаров Гавриил Спиридонович - доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники СВФУ, писатель. Разработал теорию биологического нуля. На основе этой теории создал биологическую температурную шкалу, которая по традиции, названа шкалой Угарова.
(слайд 14) Чомчоев Анатолий Игнатьевич родился в с. Далыр Верхневилюйского улуса. Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Группа ученых под руководством военного инженера А. И. Чомчоева разработала проект атомной станции малой мощности – АСМИ. Как рассказывает сам ученый, это не простой ядерный генератор, его принцип работы совершенно другой.
Педагог: Ребята какие у нас в Якутии ученые с мировым именем и это не все, ученых много. Мы должны ими гордиться, помнить имена. Кто-то из вас, когда вырастет будет ученым, инженером, химиком, физиком, врачом, учителем, космонавтом. А теперь представим, что мы с вами ученые. И вместе с Наурашей узнаем, что-то новое и интересное! Но для начала потанцуем.
Физминутка: Давайте станцуем со мной (звучит музыка «Якутяночка»).
Педагог: Как, здорово мы с вами танцевали!
Эксперимент «Свет».
Наураша рассказывает детям :
1. Что такое свет?
2. Мы видим благодаря свету
Педагог: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает.
Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли?
Предварительный ответ детей: (Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички –фотоны.)
Педагог: Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем.
Опыт №1. Наураша : «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!»
Педагог: Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 7,5 минут.
Наураша предлагает провести еще один эксперимент.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает.
Педагог: Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается не весь свет, часть теряется по дороге)
Педагог: Всё верно.
Опыт №2. «Создание комфортного света» (Создание темноты и рабочего комфортного освещения под лампой).
Педагог: А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой)
Педагог: Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу)
Педагог: Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы.
Предварительный ответ детей: за столом под рабочей лампой.
Педагог: Всё верно.
Опыт №3. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы»
Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!» (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света.
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая, очки)
- Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы : в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают. Во время опыта дети проверяют проникновение света через разные очки.
Педагог: Ребята, так какие же очки нас будут защищать в солнечную погоду? Все ли очки смогу защитить от солнца. Ответы детей.
Педагог: Мы выяснили, что все очки пропускают свет, но не все очки могут защитить нас от Солнца. Так к какой метке мы положим очки. Ответы детей.
Педагог: А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? ( ответы детей: по разному пропускают свет)
- Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
Педагог+ Дети: Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит.
Педагог: : Всё верно.
Часть подведение итогов.
Педагог: Ребята сегодня День какой науки?
Предполагаемый ответ детей: День Российской науки.
Педагог: Какого ученого вы запомнили?
Предполагаемый ответ детей: П. А. Ойунского, Э. К. Пекарского, И. В. Кондакова …
Педагог: Молодцы! Какая профессия ученых вас заинтересовала?
Предполагаемый ответ детей: Физик, химик, лингвист.
Педагог: Что такое «олонхо»?
Предполагаемый ответ детей:
Рефлексия.
Педагог: Сегодня вы просто молодцы. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?
Предполагаемый ответ детей: Да
Педагог: Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Предполагаемый ответ детей: (Мы узнали, о якутских ученых, что такое свет, о том, что освещенность в разных местах комнаты разная, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные.)
Педагог: У вас возникли какие-либо сложности?
Мне сегодня было очень интересно с вами, надеюсь и вам тоже. Наураша благодарит вас за помощь.