Приложение МААМ

Конспект занятия «Изготовление тряпичной куклы — Пеленашка» в подготовительной группе

Виргиния Лобачева
Конспект занятия «Изготовление тряпичной куклы — Пеленашка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «Изготовление тряпичной куклы - Пеленашка»

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Формирование элементарных представлений об истории Руси через знакомство с куклой – оберегом.

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Публикация «Конспект занятия „Изготовление тряпичной куклы — Пеленашка“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная.

Задачи: Формирование у детей интереса к истории, народным традициям своего народа. Знакомство детей с историей и видами народных кукол. Способствование развитию мелкой моторики рук. Мотивация эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с куклами.

Словарная работа: оберег, безликая, обрядовая, скрутка, пеленашка.

Предварительная работа:

- Беседа «Наши игрушки»;

- Просмотр презентации «Куклы наших бабушек»;

- Рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;

- Чтение художественных произведений, стихов;

- Народные подвижные игры;

- Игры с куклами.

Средства: русский народный костюм, выставка народных кукол в музее, ноутбук, фоновая русская народная музыка, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки», инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашка».

Раздаточный материал: кусочек белой ткани, примерно размером 8х18 см, цветная ткань для косынки в форме треугольника, цветная яркая ткань размером примерно 10х15 см, узкая лента для перевязывания пеленки, красная нить, ножницы.

Участники: Дети подготовительной группы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель в русском костюме.

Воспитатель. Здравствуйте, взрослые (низко кланяется)

Здравствуйт,е девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте, ребята- молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг.

К нам пришли гости, на вас посмотреть, да вместе с вами послушать, о чем же я вам сегодня расскажу.

Рукодельница. Давайте знакомиться. Меня зовут Рукодельница.

Посмотрите на мой наряд (кружится). Нравится он вам? (ответы) Сейчас носят такие наряды? А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду. Ребята, я знаю, что вы все любите играть с игрушками. Какие игрушки у вас есть? (ответы). Сегодня расскажу вам о игрушках, с которыми любили играть дети с давних времен. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем пойдет речь.

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: Кукла.

Рукодельница. Лежит вот в этом волшебном сундучке, который у меня есть. Посмотрим что там?

(Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Маши

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ (показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

- Что же лежит в моем сундучке? (Игрушки)

- Значит о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Об игрушках)

Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах - оберегах (показывает куклу - самоделку). В старину игрушки для детей делали своими руками. Я хочу рассказать вам о первых куклах, с которыми играли ваши прабабушки.

Посмотрите, как много здесь различных кукол. Играя с куклой, мы и не замечаем, как получаем новые знания от общения с ней и открываем для себя окружающий нас мир. Мы не задумываемся над тем, откуда она появилась и какой была раньше? Из чего и как мастерили куклу? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы познакомиться с историей кукол. Меня недаром зовут Рукодельницей. Всех этих кукол я сделала своими руками. Я научу вас делать кукол, как это делали наши прабабушки.

Я не привыкла напрасно хвалиться,

Все называют меня мастерицей.

За то, что сама я куклу свою,

Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.

В старину, в каждом доме, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Одни могли защитить человека от злых сил, другие принимали на себя болезни и несчастья, третьи помогали хорошему урожаю. Кукол берегли и передавали из поколения в поколение. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.

Посмотрите внимательно на этих кукол и скажите, чем они похожи? (ответы).

Правильно вы заметили, что у всех кукол нет лица. Таких кукол называют безликими, т. е. без лика, без лица. В давние времена куклам не делали лицо, так как считали, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и тем самым не навредит владельцу куклы.

Куклы делили на три группы : куклы – обереги, обрядовые куклы и игровые куклы.

Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своими руками. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с ребенком. Как вы понимаете, подобную куклу - оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло, которое передавалось кукле, а через нее и ребеночку.

Кукла «Кувадка». Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Ребенок смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно, в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Кукла «Ангел». Издавна считается, что Ангел-Хранитель сопровождает каждого человека. Он охраняет своего хозяина, приманивает для него удачу и отгоняет злых духов. На куклу-оберег Ангел загадывали желание, её просили оберегать, а еще ей украшали новогодние ёлки.

Кукла «На счастье». Свое название она получила благодаря своей длинной косе. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Кукла «Берегиня дома». Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Она могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни.

Кукла «Травница» (кубышка). Оберег этот считается защитником дома от болезней, более того, ему приписываются свойства исцеления. А все потому, что при создании Кубышки, в куклу закладывается много трав, конечно же, лекарственных. И если помять такую куклу руками, из травок выделяются эфирные масла, польза которых давно научно доказана.

Рукодельница. Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды, кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.

Ребята, а какую куклу приносят в жертву в наши дни? (ответы). Правильно, это кукла «Масленица», которую устанавливали на сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами — символом солнца. Появились и другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя : Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу» любая девочка. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и рукоделии будущей хозяйки.

Игровые куклы : Кукла -кормилка, Кукла-капустка, Зольная кукла.

Сегодня я предлагаю вам сделать куклу – пеленашку. Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы проведем небольшую разминку:

С давних пор на Руси любили играть в разные игры. Предлагаю вам поиграть в игру «У Маланьи, у старушки».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (любое движение)

Рукодельница. Теперь можно приступить к изготовлению кукол. Садитесь за столы и во время работы думайте только о хорошем и приятном. (под народную мелодию дети выполняют работу).

Хочу напомнить вам правила безопасной работы с ножницами:

1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.

Последовательность выполнения:

1. Кусочек белой ткани скатываем в рулончик на столе.

2. Посередине рулончика красной нитью перевязываем по часовой стрелке четное количество раз (например, 4) и завязываем нечетным количеством узелков. Лишнюю нить обрезаем.

3. Обозначаем головку младенца – красной нитью отмечаем верхнюю треть скрутки.

4. Повязываем пеленашке косыночку (надеваем треугольную косынку на голову, перекрещиваем и завязываем сзади) и готовим пеленку. 5. Прямоугольную пеленку загибаем сверху и снизу, кладем младенца под нижний сгиб.

6. Загибаем одну сторону и подтыкаем за спинку ребенка, затем заворачиваем вторую сторону.

7. Заворачиваем назад вторую сторону пеленки. Нижнюю часть пеленки тоже загибаем назад.

8. Перевязываем ребенка ленточкой обережным крестом посередине.

Наша пеленашка готова.

Рукодельница. Как прекрасно сегодня потрудились ваши руки. Ребята, давайте вспомним, какую куклу мы изготовили на нашем занятии. Понравилось ли вам делать куклы? Думаю, что эта кукла будет у вас любимой игрушкой или же она может стать необычным подарком вашим близким. Что нового, интересного вы сегодня узнали? Вы запомнили, какие были раньше куклы, и какие сейчас?

Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить нашу Родину, культуру, и тем мы будем сильны.

Публикации по теме:

Досуг в подготовительной группе «Мама — солнышко мое» (изготовление куклы-оберега) Досуг для старшего дошкольного возраста посвященный Дню матери: «Мама-солнышко моё» Цели: показать значимый для ребёнка образ мамы. Задачи:.

Изготовление традиционной народной тряпичной куклы-закрутки «Нянюшка» безыголочным способомИзготовление традиционной народной тряпичной куклы-закрутки «Нянюшка» безыголочным способом На педагогической кухне". Мастер- класс для детей старшего дошкольного возраста. Изготовление традиционной народной тряпичной куклы Нянюшка.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Изготовление народной куклы «Мартинички» Цель занятия: обучение изготовлению русской куклы «Мартинички» на основе традиционной технологии. Задачи: Обучающие: Познакомить детей.

Конспект занятия НОД «Русские народные куклы. Изготовление народной куклы» Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. Задачи:.

Конспект занятия НОД «Русские народные куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети подготовительного дошкольного возраста.

Конспект НОД «Куклы на Руси. Изготовление народной тряпичной куклы-колокольчика» Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе Тема: «Куклы на Руси. Изготовление народной.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы БерезкиМастер-класс по изготовлению тряпичной куклы Березки Уважаемые коллеги, хочу показать вам еще одну свою куклу - Березку. Предыдущая Березка - кукла одного дня, т. к. сделана из березового.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «История тряпичной куклы» Цель. Пробудить познавательный интерес к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны. Продолжить развивать кругозор детей.

Конспект занятия «Знакомство и изготовление тряпичной куклы  «Кувадка» Конспект занятия Цель: Познакомить с историей народной куклы. Развивать интерес к традициям. Прививать любовь к русской народной кукле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Изготовление тряпичной куклы — Пеленашка» в подготовительной группе
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 17:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Изготовление тряпичной куклы — Пеленашка» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Виргиния Лобачева (УИ 1116479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД