Приложение МААМ

Конспект занятия-исследования в подготовительной группе «Юные лаборанты».

Наталья Амельченко
Конспект занятия-исследования в подготовительной группе «Юные лаборанты».
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Обучающая – создать целостные представления о воде как о природном явлении, познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, состояниями воды.

Развивающая – опытническим путем закрепить знания детей о воде, развивать логическое мышление, восприятие.

Воспитывающая – воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Коррекционная – развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.

Ход исследования.

Часть 1.

Публикация «Конспект занятия-исследования в подготовительной группе „Юные лаборанты“,» размещена в разделах

-Ребята, мы с вами сегодня в необычной одежде, поэтому я вас приглашаю в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты, исследования и ставят опыты.)

Вот и мы с вами сегодня займемся исследованием, а что мы будем исследовать, узнаем если отгадаем кроссворд.

Утром у себя на столе я обнаружила вот такие листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего исследования.

1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Сова" и стоит в нем на третьем месте. (В)

2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также в середине слова. (О)

3. В третьей клеточке живет буква с которой начинается слово "Дом". (Д)

4. В четвертой клеточке живет вторая буква из слова "Рама" (А)

Какое слово у нас получилось?. Правильно, "Вода". Сегодня мы с вами поговорим о воде и будем ставить опыты с водой.

Часть 2.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

Мы её не замечаем

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Ребята, а что такое вода и где же она встречается? Ответы детей, вода – это жидкость, встречается в реке, в океане, в море, в озере, в пруду, в болоте, дети отвечают, а я показываю картинки.

- Ребята, а какая модель земли есть у нас в группе?

Дети: Глобус.

- Молодцы, правильно, а давайте внимательно его рассмотрим

- Дети, как вы думаете, почему на глобусе так много голубого цвета? (это вода).

-А каким цветом на глобусе изображена суша? (дети находят участки суши и показывают их)

- Ребята, как вы думаете чего больше на нашей планете – воды или суши? Дети отвечают – воды. Молодцы, правильно, На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?

- Много!

-Да, ребята, на земле очень много воды, она везде.

Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «Голубой планетой», а вся вода на земле составляют единый Мировой океан.

Привлекаю детей к речевой работе:

- Дети, а кто знает, какая вода в море? Ответ –морская, вода в океане – океаническая, в реке– речная, в озере – озерная, в роднике – родниковая, в болоте-болотная.

А знаете ли вы, какая вода в море, в океане на вкус?

- Солёная! Молодцы, правильно!

А можно ли ее пить?

- Нет!

А мы какую воду пьём?

- Не солёную!

Мы с вами пьём пресную воду, которая встречается в реках, озерах.

- Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, капать, литься, бушевать).

Часть 3.

- Ребята, вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной.

Сегодня, когда я пришла на работу в детский сад, то увидела на пороге уже знакомое нам с вами серебряное ведерко.

-Дети, не хотите ли в него заглянуть и узнать что же в нем лежит?

После того, как дети ответят на вопрос вос-ля, они по очереди начинают доставать из ведерка капельки с загадками, я беру капельку и читаю загадки о различных состояниях воды. Дети отгадывают.

В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)

Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)

Не снег и не лед, а серебром деревья уберет (иней)

-Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки.

Значит делаем вывод, что туман, лед, снег, сосулька, дождь, иней – это все вода.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Ребята, мы уже знаем много о воде, но мы ведь в лаборатории и чтобы подтвердить, что вода бывает в разных состояниях, давайте немного поэкспериментируем. Подходим к столу.

-Дети, расскажите мне, какие свойства воды вы знаете?

Дети: вода – это жидкость, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, не имеет собственной формы, рассказывают опыты, которые уже мы проводили.

Опыт 1.

Вода – хороший растворитель.

Добавить в разные стаканы сахар, соль, песок, растительное масло, размешать ложкой. Сахар и соль в воде растворились, а песок и масло нет. Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. Предло

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 2.

- Ребята, а сейчас закройте глаза я вам что-то положу в ладонь (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)

- Скажите, что это? (Лёд.)

- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)

- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)

- Исходя из этого, какой можно сделать вывод? Что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)

Опыт 3.

- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)

- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)

- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)

- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)

- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)

Вывод. Вода может находиться в трё х состояниях:

Лёд – это твёрдая, замороженная вода.

Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.

Жидкая – это обычная вода.

Физкультминутка. “Дождь”.

Дождь, дождь!

Надо нам расходиться по домам. (Дети шагают на месте)

Гром! Гром, как из пушек,

Нынче праздник у лягушек. (Дети прыгают на месте)

Град, град! Сыплет град.

Все под крышами сидят. (Дети приседают, хлопают в ладоши)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (Дети шагают на месте)

Часть 4.

- Ребята, а давайте с вами узнаем, как же происходит круговорот воды в природе.

-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как образуется дождь? Но мы с вами в лаборатории и давайте на опыте убедимся в том, откуда идет дождь и как он образуется.

Опыт 4. “Откуда берется дождь?”

На подносе влажные губки в форме облака.

Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.)

Воспитатель: На что похожа губка?

Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.

Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.)

Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.

Воспитатель: Что происходит?

(Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.)Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.

Воспитатель: А что сейчас происходит?

(Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)

Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.

Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.

Часть 5.

- Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?

-Дети: человеку, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.

- Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Дети отвечают и находят картинки на столе, а я приклеиваю их на плакат.

-Молодцы, правильно. А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему? (Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Поэтому воду необходимо беречь, так как реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Теперь как настоящие исследователи мы можем сделать вывод, что вода – это жизнь. Без воды все живое на свете погибнет. У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.

Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.

Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.

Часть 5.

- Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?

-Дети: человеку, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.

- Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Дети отвечают и находят картинки на столе, а я приклеиваю их на плакат.

-Молодцы, правильно. А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему? (Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Поэтому воду необходимо беречь, так как реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Теперь как настоящие исследователи мы можем сделать вывод, что вода – это жизнь. Без воды все живое на свете погибнет. У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.

Публикации по теме:

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Опытно-экспериментальная работа Тема: «Юные исследователи» Цель: уточнить и расширить представление детей о воде. Задачи: 1. продолжать знакомить детей со свойствами воды;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-исследования в подготовительной группе «Юные лаборанты».
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 15:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия-исследования в подготовительной группе «Юные лаборанты».» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Амельченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД