Наталия Реуцкая
Опытно-экспериментальная работа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юные исследователи»
Цель: уточнить и расширить представление детей о воде.
Задачи:
1. продолжать знакомить детей со свойствами воды; познакомить с круговоротом воды в природе; формировать умение устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями.
2. развивать умение ориентироваться в условиях цветовых обозначениях на глобусе; формировать экологическое мышление в процессе опытнической деятельности; расширять знания о воде, ее роли в жизни человека и живых организмов.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа» размещена в разделах
3. воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; закрепить желание правильно вести себя в природе.
Ход занятия
Воспитатель: Где мои ребята? Время начинать занятие, а их нет.
Дети входят в группу с зонтами под звуки дождя.
Воспитатель: ребята, а почему вы с зонтами?
Дети: мы прячемся от дождя, на сегодня синоптики передали дождь.
Воспитатель: а кто такие синоптики?
Дети: синоптики – люди, которые сообщают нам о погоде.
Воспитатель: а вы знаете, что еще синоптиков по – другому называют метеорологами.
Ой! Как вы думаете, что это?
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда,
Ну, конечно, я (вода)
Ребята, посмотрите, что это у меня?
Дети: глобус.
Воспитатель: а. как вы думаете, что на глобусе обозначается голубым цветом? А белым?
Дети: вода, снег, лед.
Воспитатель: знаете, всего 1\3 всей нашей планеты занимает суша, а остальное вода.
Как вы думаете, для чего нужна вода? Где мы ее используем?
Дети: вода добрый друг и помощник человека, она нужна для еды, питья, мытья тела и всех предметов.
Воспитатель: а можно ли прожить без воды?
Дети: нет.
Воспитатель: почему?
Дети: животные погибнут без воды, а растения засохнут.
Воспитатель: правильно. Вода нужна всему живому, без воды не было бы жизни на земле, а вода – это основа жизни.
Вы знаете, еще не все свойства воды раскрыты. Изучением свойств ее занимаются ученые в своих лабораториях.
Давайте мы с вами представим, что мы ученые, и отправимся в нашу лабораторию, чтобы узнать о некоторых свойствах воды.
(звучит музыка)
Воспитатель: вот мы и в лаборатории. Пройдите к столам. Вот и вода. А какое правило мы должны помнить при работе с водой?
Дети: Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду, не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг он нам помог
И никто здесь не промок.
Воспитатель: посмотрите, какая вода – чистая или грязная? Что мы можем сказать о ней? Какого цвета чистая вода?
Дети: чистая вода прозрачная.
Воспитатель: а как вы догадались? Давайте проведем опыт : у вас на столах лежат различные мелкие предметы и рядом два стакана: один с водой другой - с молоком. Опустите эти предметы в стаканы. В каком стакане лучше видны предметы? Так какого цвета чистая вода?
Дети: прозрачная.
Воспитатель: давайте понюхаем, чем пахнет вода?
Дети: вода не имеет запаха.
Воспитатель: а теперь давайте попробуем, какая вода на вкус?
Дети: у нее нет вкуса.
Воспитатель: что мы можем сказать о воде?
Дети: вода прозрачная, без запаха и не имеет вкуса.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот вода имеет еще одно такое свойство: попробуйте набрать воду в ладошки и удержать ее. Получается?
Дети: нет.
Воспитатель: почему?
Дети: она вытекает, так как она жидкая.
Воспитатель: вокруг нас есть предметы, которые имеют форму и сохраняют ее. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт : наберите воду в маленький пузырек. Какую форму имеет вода?
Дети: форму пузырька – узкую.
Воспитатель: перелейте ее в стакан. А теперь какую?
Дети: форму стакана – широкую.
Воспитатель: так все - таки, какую форму имеет вода?
Дети: вода имеет форму того предмета, в котором она находится.
Воспитатель: ребята, а подскажите, какие вещества растворяются в воде?
Дети: соль, сахар, сода, краски.
Воспитатель: а, какие вещества не растворяются?
Дети: камни, железо, песок.
Воспитатель: на столах вы видите некоторые вещества, а так как мы сегодня ученые, давайте докажем, какие вещества в воде растворяются, а какие – нет.
Какой вывод можно сделать?
Дети: в воде растворяются такие вещества, как: сахар, соль, краска.
Воспитатель: а что произошло с водой, в которой растворилась краска?
Дети: вода поменяла цвет.
Физминутка «Кап-кап на ладошки»
Воспитатель: ребята помогите мне отгадать загадку:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Что случилась с водой?
Дети: вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель: а посмотрите, что у меня есть.
Дети: лед
Воспитатель: какого он цвета?
Дети: белый, прозрачный.
Воспитатель: возьмите кусочек льда и положите его на ладонь, какой он на ощупь?
Дети: гладкий, скользкий, мокрый.
Воспитатель: что происходит со льдом?
Дети: он тает.
Воспитатель: почему?
Дети: ладошка теплая, поэтому он тает.
Воспитатель: а во что он превращается?
Дети: лед превращается в воду.
Воспитатель: так, какой вывод мы можем сделать?
Дети: лед это тоже вода, только замерзшая.
Воспитатель: отгадайте: «В огне не горит, в воде не тонет»
Дети: лед.
Воспитатель: давайте проверим, действительно ли лед в воде не тоне.
(дети опускают лед в воду и видят, что лед не тает)
Почему лед не тонет, как вы думаете?
Дети: лед не тонет, потому что он легче воды.
Воспитатель: давайте оставим лед в воде, а в конце занятия посмотрим. Что произойдет со льдом.
Вот мы познакомились с некоторыми свойствами воды. Какими?
Дети: вода бывает жидкая и твердая.
Воспитатель: Если капельку воды
Хоть немного подогреть,
Превратится капля в пар
И захочет улететь.
Сейчас мы узнаем, действительно ли капельки воды могут превратиться в пар.
(нагревание воды до кипения)
Что мы можем наблюдать при кипении воды?
Дети: над водой появляется пар.
Воспитатель: да мы видим пар, но вода ли это? Сейчас проверим: подставим над паром стеклышко. Что мы видим?
Дети: на стекле появились капельки воды.
Воспитатель: правильно, пар превратился в капельки, а значит, можем сделать вывод:
Дети: что пар это вода.
Воспитатель: молодцы. А теперь давайте посмотрим, что происходит со льдом, который мы оставили.
Дети: он почти растаял.
Воспитатель: а во что он превратился?
Дети: лед превратился в воду.
Воспитатель: скажите, что узнали сегодня о воде?
Дети: вода прозрачная, без вкуса, запаха, может быть жидкая твердая и превращаться в пар.
Воспитатель: ребята, такое состояние воды как, превращение воды в пар называется газообразным.
Скажите, а надо ли беречь воду и для чего?
Что вам понравилось на занятии?
А сейчас закроем глаза и опять превратимся в детей, и я предлагаю поиграть в игру «Капельки и тучка»