Ольга Чуракаева
Конспект занятия-исследования «Воздух упругий»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-исследования
подготовительная группа детского сада.
Цель:
расширить представления детей о свойствах воздуха;
расширение представлений о изменении воздуха при разных температурах окружающей среды.
познакомить детей с тем, что воздух может надувать разные предметы (шары, мешочки);
воспитание интереса к окружающему миру;
развитие познавательной активности, логического мышления;
Публикация «Конспект занятия-исследования „Воздух упругий“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
развитие исследовательских способностей детей, формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования.
Задачи:
Формирование у детей знаний о воздухе на базе элементарных естественно – научных представлений, опытнической практики.
Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.
Форма проведения:
исследование.
Интеграция:
развитие речи, ознакомление с окружающим миром, прогулка.
Демонстрационный материал и оборудование для эксперимента:
бумажные и целлофановые пакеты, воздушные шары, резиновые мячи, перышки, игрушка Пяточка.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей стать учениками школы «Профессора Всезнамуса». Дети садятся вокруг большого стола. В дверь раздается стук.
Воспитатель: кажется, к нам спешит еще один ученик.
в группу вносят игрушку Пятачка, в лапах у него порванный воздушный шарик.
Воспитатель: Пятачок скажи, что у тебя случилось?
Пятачок: Я, наконец, подарил своему другу Винипуху воздушный шар, он так обрадовался, крепко - крепко его обнял и шарик лопнул. Я не знаю, что с ним произошло.
Воспитатель: Все понятно! В нашей школе юных исследователей мы все тебе объясним, что же случилось с твоим шариком. Проходи, садись.
Воспитатель: И так начнем! Ребята давайте все подуем ртом (все дуют). Что у вас получилось?
Дети: Получился ветер.
Воспитатель: Подставьте руку к своей струе воздуха, и вы сможете его почувствовать (дети выполняют).
Воспитатель: Вот таким образом можно надувать разные мягкие предметы. Ребята посмотрите на свои воздушные шарики. Какие они сейчас?
Дети: Шарики мягкие, плоские, не имеют формы.
Опыт 1.
Предлагает детям надуть свои воздушные шары.
Воспитатель: Воздух заполнил шары, у них появилась форма.
Какой можно сделать вывод?
Дети: Воздух приобрел форму предмета.
Воспитатель: Правильно, значит, воздух может приобретать форму предметов.
Опыт 2.
Предлагает детям потрогать свои воздушные шары.
Воспитатель: Какие теперь стали ваши шарики?
Дети: Упругими.
Воспитатель: Правильно, воздух внутри становится упругим, и надутые предметы тоже становятся упругими от воздуха. Какой теперь можно сделать вывод?
Дети: воздух делает надутые предметы упругими.
Воспитатель: Правильно, значит, воздух может придавать предметам упругость.
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: нет.
Опыт 3.
Воспитатель: Какими стали ваши пакеты?
Дети: Пакеты стали выпуклыми.
Воспитатель: Они наполнены воздухом, но мы его не видим, значит, воздух невидим.
Опыт 4.
Воспитатель сообщает, что сейчас сделает интересную хлопушку, показывает бумажный пакет, обращает внимание на то. Что у него нет формы, он мягкий, не упругий. Надувает пакет, показывает, какую форму он приобрел, дает всем потрогать и почувствовать его упругость, а затем предупреждает (чтобы дети не испугались, что сейчас хлопнет по нему. Хлопает и показывает, как пакет разорвался.
Предлагает детям сделать со своими пакетами тоже.
Воспитатель: как вы думаете, почему разорвался пакет?
Дети дают разные варианты ответов.
Воспитатель: Пакет разорвался потому, что воздух внутри сделал его упругим. Таким образом, можно сделать вывод, что от упругости воздуха предметы могут лопаться или рваться.
Воспитатель: Скажите ребята, теперь мы можем объяснить Пяточку, что случилось с его воздушным шариком?
Дети: Шарик лопнул потому, что его сильно сжали, а в нутрии у него был воздух. Он придавал шару упругость.
Воспитатель: правильно. Шарик сильно сжали, и воздуху стало мало места, он сделал шар более упругим и стенки шарика не выдержали сильной упругость воздуха, они становились все тоньше и тоньше, пока не лопнули и воздух не вышел наружу.
Пятачок: Спасибо ребята теперь я все понял почему лопнул мой шарик. Побегу и подарю Винипуху новый шарик, только предупрежу, что бы он его сильно не сжимал.
Физминутка:
Игра с перышком. Дети встают парами. Воспитатель предлагает каждой паре дуть на свое перышко и как можно дольше удерживать его в воздухе.
Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку - не тонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (мяч).
Опыт 5.
Воспитатель показывает мяч и говорит:» вот удивительный предмет – круглый, плотный, упругий, ото всего отскакивает, играть с ним – одно удовольствие! Почему же он такой? Что у него внутри?
Дает детям потрогать, нажать почувствовать упругость. После ответов делает вывод: «Мяч надут воздухом, поэтому он такой упругий. Чем лучше мяч надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает.
Дидактическая игра с мячом «Упругий – не упругий».
Воспитатель: ребята вы были хорошими учениками в школе «Профессора Всезнамуса». Но у нас остались воздушные шары, давайте пойдем гулять и узнаем еще про одно свойство воздуха.
Дети выходят на прогулку.
Опыт 6.
Воспитатель: Ребята посмотрите наши шарики в группе были упругими, ими хорошо было играть. А сейчас что с ними случилось?
Дети: шары стали маленькими и не упругими.
Воспитатель: Да шары как будто сдулись, но они по-прежнему завязаны и воздух из них не мог выйти, значит, произошла, что- то другое.
Дети: Да шарики завязаны.
Воспитатель: А произошло вот что. Когда мы были в группе, температура воздуха была высокая и наши шарики были большими и упругими, воздух в них был расширенным. А когда мы вышли на улицу, то температура воздуха резко понизилась, и воздух в шарах сжался, место в шариках освободилась, потому что воздух сжался и шары стали не упругими.
Предлагает детям потрогать шарики.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?
Дети: От холодной температуры воздух сжимается, а от теплой расширяется. От этого шарики то упругие, то нет.
Итог занятия :
Воспитатель: Правильно. Ребята скажите, что нового мы сегодня узнали о свойствах воздуха?
Дети:
воздух может принимать форму предмета, который надувают;
воздух придает предметам упругость;
воздух невидим;
от упругости воздуха предметы могут рваться или лопаться;
воздух от разной температуры может сжиматься или расширяться;
чем больше предмет надут воздухом, тем сильнее он упругий.
Воспитатель: Правильно ребята, вы все хорошо запомнили. Я даю вам домашнее задание: поговорите с родителями про насос, которым можно накачивать воздух; выясните, какие предметы накачивают воздухом, зачем нужны эти предметы, что с ними делают. На следующем занятии вы расскажете, что нового узнали.