Ершова Любовь Васильевна
Конспект занятия «Имя твое птица в руке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Программное содержание: расширить представления ребенка о себе, семье, русских традициях, старинных обычаях, познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (именем). Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме «Имя» - знакомство с происхождением имён. Воспитывать уважение и любовь к стране, родному городу, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; развивать чувство эмпатии, толерантное отношение к окружающим.
Публикация «Конспект занятия „Имя твое птица в руке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, кукла, колыбелька, глобус, флаги стран, фотографии с видами города Тамбова и Москвы, атрибуты для сюрпризных моментов (письмо, уголек, зернышки, монетки, сундучок, птичка, мячик, колокольчик, льдинка).
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Воспитатель (Марья Искусница) :
- Здравствуйте, люди добрые, какой дворец красивый, детишек много, наверное, я в детский сад попала. А как же ваш детский сад называется?
Ответы детей.
- А меня зовут Марья Искусница. Давайте и с вами знакомиться.
Знакомство с детьми.
Воспитатель:
- Настя, Тимоша, какие красивые у вас имена. Кто вас так назвал?
Ответы детей.
- Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А я знаю игру, от которой настроение станет еще лучше. Давайте поиграем.
Дети становятся в кружок. Проводится игра:
- Покачаем головой – неприятности долой.
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим.
Что вы слышите?
Ответы детей.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
- Кто-то к нам стучит.
Передается письмо. Воспитатель открывает, читает:
- Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
- Я так и думала, что вы любознательные. Итак, идем направо.
Дети подходят к столу, на котором стоит глобус, флаги разных стран.
Воспитатель:
- Дети, что это такое?
Ответы детей (глобус) :
Воспитатель:
Молодцы какие, это макет земного шара, нашей планеты. Что же на нем изображено?
Ответы детей.
Воспитатель:
А на глобусе есть и наша страна. А как она называется? Правильно, Россия. А может кто-нибудь показать нашу страну на глобусе.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- А знаете ли вы флаг нашей страны. Найдите его.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Ребятки, а читать-то вы умеете?
Ответы детей.
Игра «Составь слово из букв» (дети выкладывают слово «Россия»)
Воспитатель:
- А ведь имена есть не только у стран, но и у городов. Какие города вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Назовите главный город нашей страны.
Ответы детей.
Воспитатель:
А знаете ли вы, как называется ваш родной город?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям поделиться на две команды и выполнить задание - выбрать открытки с видами города Тамбова, Москвы.
Воспитатель:
Молодцы! Так много знаете! Так много умеете. Со всеми заданиями справились. Идем дальше.
Физкультминутка
Вот мы руки развели, словно удивились
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Ниже, ниже не ленись.
Поклонись и улыбнись.
Раздается плачь ребенка. Из зрительного зала передают запеленованную куклу.
Воспитатель:
Ой, ребенок родился. Это его первый крик. Давайте его покачаем.
Дети качают куклу, плач стихает.
Воспитатель:
- Дети, а теперь давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Имя очень важно для человека, оно может рассказать много интересного. Давным - давно на Руси, если ребенок был долгожданным, его называли Ждан. Если был первый ребенок в семье – называли Первой, последний – Младшой.
Давайте и мы придумаем нашему ребёночку имя.
Дети придумывают имя кукле.
Воспитатель:
- Пока ребеночек маленький, его будут называть Настенькой, когда вырастит, - Анастасией. Вместе с человеком растет и его имя Родители вкладывали в имя ребенка всю свою любовь, поэтому наши имена получаются такие добрые, ласковые, красивые.
- Дети, а как вас дома называют родители?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Пусть наша малышка вырастет счастливой.
Воспитатель достает шкатулку с атрибутами (уголек, зернышки, монетки)
Воспитатель:
- Дети, а у меня для вас есть загадка. На Руси ребенку дарили такие подарки.
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
Кто знает. Как называются эти предметы?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А как вы думаете, зачем нашей Настеньке эти вещи?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Уголек:- Привыкай к домашнему теплу.
Зернышки- Будь всегда сыт.
Монетка - Будь всегда богат.
Воспитатель:
- Вот сколько хорошего желали на Руси родившемуся ребенку. А давайте и мы пожелаем Настеньке…
Дети передают куклу друг другу и высказывают свои пожелания (будь доброй, красивой, умной и т. п.) :
Воспитатель:
- Настенька наша уснула. Пусть спит, сил набирается.
Кладут куклу в колыбельку. Воспитатель достает шкатулку.
Воспитатель:
- Дети, у меня есть еще одна волшебная шкатулка. В ней живет стихотворение. Послушайте, пожалуйста.
Воспитатель читает стихотворение с показом атрибутов:
Имя твое – птица в руке.
Имя твое –льдинка на языке
Одно –единственное движение губ….
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный бубенец во рту.
- Ребята! А с чем сравнивает поэт имена?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, еще раз послушать стихотворение и представить, на что похоже их имя (раскладывает предметы на ковре).
Воспитатель:
Наши имена звучат легко, как будто птичка летит в небо; звонко, как бубенчик звенит; остренько, как льдинка; прыгуче, как мячик.
Воспитатель предлагает детям подойти к тому предмету, который больше напоминает его имя.
Воспитатель:
- Каждое имя что-то обозначает.
А вы хотите узнать, что означают ваши имена?
Воспитатель собирает всех детей в кружок, читает заключительные стихи и дарит детям подарки (медальки с именами) :
- Родители заботливые ваши
Давали имена нам без затей.
С одной мечтой: да будет жизнь детей
Их собственной хоть в чем–нибудь да краше.