Наталья Николаевна Петрова
Конспект занятия «Город ремёсел» для дошкольников старшей группы.
▼ Скачать
Непосредственно образовательная деятельность с применением информационно-коммуникационных технолог
«Город ремёсел»
(Старшая группа)
Цель: Формировать у детей знания о народных ремёслах.
Задачи:
• Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида ремесла.
• Учить петь разнохарактерные песни (серьёзные, шуточные, спокойные, плавно и красиво водить хоровод.
• Обогащать словарный запас детей.
• Прививать любовь к народным промыслам.
• Развивать эмоциональное отношение к фольклору.
Публикация «Конспект занятия „Город ремёсел“ для дошкольников старшей группы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Развивать любознательность, кругозор, артистичность, внимание.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
• Беседы о народных ремёслах.
• Чтение рассказов, стихов по теме.
• Рассматривание иллюстраций, картинок.
• Разучивание тематических народных игр, песен, стихов, танцев.
Материалы и оборудование:
• Изделия: вазы, ложки, матрёшки, прялки, пряжа, веретено, лапти и т. д.
• Комплект деревянных ложек для танца.
• Комплект плоскостных лаптей для игры.
• Костюмы: «Гжель», сарафаны, брюки, кофты.
• Проектор, компьютер, музыкальный центр.
• Фонограммы: танцевальная музыка «Гжель», «Моя Россия» Г. Струве, «Ложки деревенские» З. Роот.
• Мультимедийная презентация «Город ремёсел».
Ход занятия.
Под музыку «Моя Россия» Г. Струве в зал входят дети и садятся на стульчики.
Муз. рук. (слайд 1) Добрый день, здравствуйте гости дорогие! Рады видеть вас у себя в гостях, в нашем городе ремёсел.
Мы наш праздник начинаем
И ворота отворяем!
Муз. рук. Ребята, я приглашаю вас в гости к народным мастерам.
По деревням и по хатам мы заглянем в каждый дом.
Кто живёт там, спросим,рассказать о себе попросим.
Воспитатель (слайд 2):
Перед нами дом большой, и красивый- то какой!
Кто же в доме том живёт? Кто нам двери отопрёт?
Воспитатель (слайд 3): Ребята, посмотрите и скажите, какой мастер нас встречает?
Дети: Гончар.
Воспитатель: А что он делает?
Дети: Лепит посуду.
Воспитатель: Из какого материала вылеплены эти изделия?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Глиняные.
Воспитатель (слайд 4): Правильно. Сначала гончар лепит свои изделия на гончарном круге, а потом их обжигает в печи и расписывает определённым узором.
Воспитатель (слайд 5): Давайте рассмотрим изделия, вылепленные из глины. Какие краски использовал мастер, когда расписывал их?
Дети: Синюю и белую.
Воспитатель: Какое настроение создают все эти изделия?
Дети: Весёлое, радостное.
Воспитатель: Ребята, а как называется роспись, которой расписаны эти изделия?
Дети: «Гжель».
Выходят девочки в костюмах «Гжель» (слайд 6)
1 девочка:
Недалеко от Москвы, средь лесов и полей,
Есть чудное место - это город Гжель.
2 девочка:
Гжель – посуда, просто чудо, синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор – оторвать не в силах взор!
3 девочка:
У меня узор на белом фарфоре – синее небо, синее море,
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких.
Танец «Гжель» (музыка Г. Чернышёва)
Воспитатель (слайд 7):
А теперь идём мы дальше…
Снова дом встречает нас,
Кто нас ждёт на этот раз.
Воспитатель (слайд 8): Это – резчик по дереву.
Воспитатель (слайд 9): Ребята, из какого материала делают мастера свои изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Деревянные.
Воспитатель: А знакомо ли вам это изделие?
Дети: Да. Это лапти.
Воспитатель (слайд 10): А из чего делают лапти?
Дети. Из бересты.
Воспитатель: Правильно. Береста – это верхний слой коры берёзы (воспитатель демонстрирует детям образцы натуральной бересты). Мастера нарезают из бересты полоски, из которых потом плетут лапти, короба, туеса.
Муз. рук. : Но мастера не только плели лапти, а и любили с ними играть в народные игры.
Игра «Лапти, да лапти, да лапти мои…».
Воспитатель с детьми идут по кругу и поют песню:
Лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх лапти, да лапти, да лапти мои.
Вы не стойте у ворот, выходите в хоровод.
Ведущий спрашивает: Лапти готовы?
Дети: Нет. (Дети снова идут по кругу и повторяют песню)
На третий раз ведущий спрашивает: Лапти готовы?
Дети: Готовы! (дети показывают лапти и кладут их на пол за себя)
Ведущий: Тогда пляшите! (Дети пляшут, а ведущий собирает несколько лаптей. Когда музыка останавливается, дети стараются быстрее поднять лапоть с пола. Тот, кто не успел – должен его «выкупить»: исполнить желание ведущего: станцевать, спеть песню и т. д.)
Игра повторяется 2-3 раза.
Выходит ребёнок с расписными ложками (слайд 11)
Ребёнок. А вот ложки расписные, расписные, хохломские!
Ложки золочёные – узоры кручёные!
Муз. рук. : В руки ложки вы возьмите, да гостей развеселите!
Выходят дети-ложкари.
1 ребёнок. Прадед наш баклуши бил, деда с папой научил,
Папа научил меня - бьёт баклуши вся семья!
2 ребёнок. Проще самого простого -по полену топором.
Раз! - И чурочка готова, станет ложкою потом.
3 ребёнок. Дед наш - ложкорез искусный. Ложки - чудо! Всё с них вкусно!
Каша! Щи! Кисель! Компот! Раскрывай по шире рот.
4 ребёнок. После вкусного обеда, все мы дружно просим деда.
Поиграть на чудо-ложках. Папа достаёт гармошку.
Игра на ложках («Ложки деревенские» музыка и слова З. Роот).
Воспитатель (слайд 12):
Идём с друзьями мы вперёд, дорога нас опять зовёт.
Кто же встретит нас сейчас и расскажет свой рассказ.
Воспитатель (загадывает загадку):
Пламя пышет жаром, льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали молот… (Кузнеца) (слайд 13,14)
Песня «Во кузнеце…» (р. н. п., обработка А. Жарова)
Воспитатель (слайд 15):
Снова в путь зовёт дорога, нам идти совсем не много.
Вот ворота перед нами… И гостям всегда там рады.
Ребёнок (слайд 16):
Как на нашей улочке делают шкатулочки,
Кружки, толкушки, игрушки!
Ну, а вот веретено! Жужжит и кружится оно.
Воспитатель: Издавна на Руси девушки пряли пряжу, ткали на ткацких станках. И в своей работе использовали деревянное веретено. Они собирались в горнице и напевали песни.
Игра «Веретёшко» (игровая, обработка Н. Мешко).
Дети встают в круг (в центре круга – водящий, берутся за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют:
Дайте прялку, дайте лён, два десятка веретён,
Буду прясть попрядывать, на дружков поглядывать.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши.
Вот и прялка, вот и лён, два десятка веретён,
Ты сиди, попрядывай, да на нас поглядывай!
В это время водящий выбирает себе пару. Пара берётся за руки и кружится, пока поёт хор:
Кружись, веретёшко, деревянная ножка,
Острая пятка, скачи без оглядки!
Пряжу намотаешь, вот тогда и встанешь!
Водящий выбирает себе замену и становится в круг.
Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель. Ну а теперь нам пора расставаться и домой возвращаться.
Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости.
К каким мастерам?
Дети. Гончар, резчик по дереву, кузнец, ткачиха.
Муз. рук. : Отдохнули мы – по праву!
Мастерам воздали славу!
Воспитатель: Да, действительно, кто трудится, у того и дело спорится.
Муз. рук. :
Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах, на весь мир молва идёт!
Песня «Русский сувенир» (Э. Чурилова).
Под весёлую музыку дети выходят из зала.
Методическая литература, Интернет-ресурсы
1. Народные промыслы. Стихи, частушки, загадки.
(www.metodkabinet.eu/arxiv/NP stixi.pdf)
2. Светлана Родчина «Ложкари» (www.stihi.ru> Стихи. ру- Национальный сервир современной поэзии).
3. www.zanimatika.narod.ru > Весёлые загадки о труде, профессиях.