Ольга Барсукова
Конспект занятия для старшей группы «Заколдованные лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему :
«Заколдованные лебеди»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»
Цель: Обобщить представление детей по теме: «Перелётные птицы» посредством совершенствования лексико–грамматического строя речи и создания изобразительного образа на основе экопластики.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Расширять словарь детей по теме: «Перелётные птицы» (существительные, прилагательные и т. д.)
2. Закреплять представления детей о перелётных и зимующих птицах, умения их различать и классифицировать;
3. Упражнять детей
• в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом (соловей – соловушка, кукушка – кукушечка и т. д.);
• в образовании сложных прилагательных по теме: «Перелётные птицы» (длинный клюв – длинноклювый, звонкий голос – звонкоголосый и т. д.);
• в образовании существительных множественного числа именительного падежа (грач – грачей, скворец – скворцов и т. д.);
4. Закреплять умение детей соотносить нужную букву с первым звуком в названии птицы (ласточка – [л]
Развивающие задачи:
5. Закреплять умения создавать фигуру лебедя с использованием природного материала, передавать выразительность образа, создавать общую композицию («Лебеди на озере»);
6. Развивать координацию, общую моторику посредством подвижной игры со словом;
7. Развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики и экопластики;
Воспитательные задачи:
8. Воспитывать сопереживание, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, бережное отношение и заботу о птицах;
9. Воспитывать аккуратность, бережливость.
Предварительная работа:
1. Наблюдение и кормление птиц на прогулке;
2. Рассматривание иллюстраций с птицами;
3. Беседы о птицах;
4. Чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихотворений о птицах: А. Майков «Журавли», В. Приходькин «Улетели лебеди», Е. Головин «Собрались и полетели», Д. Мамин Сибиряк «Серая шейка», В. Гаршин «Лягушка – путешественница», С. Аксаков «Движения лебедя», Л. Толстой «Лебеди», А. Барков «Азбука живой природы».
5. Рисование и аппликация «Летят перелётные птицы» (по мотивам сказки М. Гаршина);
6. Лепка «Серая шейка».
Оборудование:
Предметные картинки с изображением птиц;
Природные материалы, зеркало для поделки;
Макеты деревьев из пенопласта, пней;
Плакаты с изображениями дерева и солнца;
Магнитные буквы;
Разрезные картинки с изображением лебедя;
Клетка с фигуркой лебедя из природного материала;
Мяч;
Аудиозапись: Музыка и звуки природы (Пение птиц, шум ветра и т. д.).
Сюрпризный момент:
Сорока приносит новость (ребёнок группы).
Ход НОД:
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: Доброе утро, дети.
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте их тоже поприветствуем.
Дети: Доброе утро.
(Звучит фонограмма птичьего пения).
Воспитатель: Ребята, что это? Вы слышите? Мне кажется, это лебеди.
Но, лебеди же должны были улететь в тёплые края или я не права? Ребята, а лебеди перелётные или зимующие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему же они не улетели, наверное, что – то случилось.
(Влетает сорока)
- Всюду я летаю,
Всё на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть меня за это
И зовут «лесной газетой» (С. Погореловский)
Воспитатель: Здравствуй, сорока, какую новость ты нам принесла?
Сорока: Слышали, слышали. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник держит Царевну – лебедь в клетке волшебной, а её друзей – лебедей превратил в сосновые шишки. Теперь лебеди не могут улететь. (Сорока показывает на клетку, в которой находится лебедь). Скоро зима, озеро затянется льдом и тогда лебеди погибнут. Помогите, помогите, нужны смелые и находчивые ребята.
Воспитатель: Мы готовы помочь, но как?
Сорока: Нужно снять злые чары, чтобы освободить Царевну – лебедь.
Воспитатель: А ты, сорока, знаешь, как это сделать?
Сорока: Конечно, знаю! Вы готовы пройти испытания?
Воспитатель: Да.
Сорока: Тогда идите в волшебный лес, после каждого пройденного испытания, злые чары по одной будут опадать.
Воспитатель: Мы справимся, ребята? Отправляемся?
Дети: Отправляемся.
Воспитатель: Спасибо тебе, сорока, мы постараемся помочь лебедям. В путь.
Сорока: Удачи вам, счастливого пути.
Воспитатель: Ну что, ребята, готовы отправиться в волшебный лес. А в дорогу мы возьмё м сказочную приговорку: «Выдумки в узелке. Терпение в коробке, три пучка старания и горсточка внимания» :
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
- Увязали мы выдумку в узелок (завязывают узелок пальцами)
- Сложили терпение в коробок (имитируют движение)
- Взяли 3 пучка старания и горсточку внимания. (М. С. Аромштам)
В лес дремучий - предремучий приглашаю вас пойти. Интересней приключений нам, ребята, не найти.
1)
Воспитатель: А вот и первая проделка волшебника! Он перемешал в лесу всех птиц. Посмотрите сколько птиц, а ведь перелётные птицы должны уже улететь в теплые края. Ребята, давайте поможем птицам. Если это перелётная птица, то отправим её на юг. А если зимующая птица – оставим в лесу. (Дети берут по карточке с изображением птицы и размещают их на дереве или на картинке с изображением солнечного юга)
Воспитатель: Ну что, ребята, давайте проверим, каких птиц вы оставили зимовать
(Дети перечисляют зимующих птиц).
Дети: Ворона, сорока, дятел, синица, клёст, сова, снегирь.
Воспитатель: А какие птицы должны были улететь?
(Ответы детей)
Дети: Скворец, кукушка, трясогузка, журавль, утка, аист, горихвостка, ласточка, пеночка – теньковка, зяблик, чибис, иволга, славка черноголовая, малиновка.
Воспитатель: Мы справились с заданием и первая чара снята. (Помощник убирает один прутик клетки).
2)
(слышится шум ветра (звучит запись «Звуки природы» - вьюга)
Воспитатель: Ой, как стало холодно. Давайте, скорее, согреем птиц и сами погреемся. Я возьму мяч, а вы встаньте в круг. Я буду называть перелетную птицу, а вы её согрейте ласковым словом, назовите ласково.
Игра: «Назови ласково»
(журавль – журавушка, скворец – скворушка, соловей – соловушка, утка – уточка, кукушка – кукушечка, лебедь – лебёдушка, горихвостка – горихвосточка, дрозд – дроздок, цапля – цапелька, гусь – гусёк, трясогузка - трясогузонька).
Воспитатель:Отлично, ребята, мы снова справились с заданием, злые чары слабеют.
(Помощник убирает второй прутик клетки).
3)
Воспитатель: Посмотрите. Впереди река, нужно через неё переправиться, а мостик сломан. Давайте отремонтируем мостик, сделаем из двух дощечек одну. Но гвозди нам здесь не нужны, а нужны ваши знания и умения. Я буду говорить два слова, а вы будете называть одним словом.
Игра: «Назови одним словом»
(У ласточки быстрые крылья – быстрокрылая;
У аиста красный клюв – красноклювый;
У журавля длинные ноги – длинноногий;
У кукушки пёстрая грудка – пёстрогрудая;
У соловья звонкий голос – звонкоголосый;
У трясогузки длинный хвостик – длиннохвостая;
У гуся красные лапы – краснолапый;
У скворца острый клюв – остроклювый;
У славки чёрная головка – черноголовая).
Воспитатель: Какие вы ребята сообразительные и с этим заданием справились. Давайте пройдём по мостику через речку. Ещё одна чара снята.
4)
Воспитатель: Но волшебник не сдаётся. Посмотрите, впереди туман, а чем опасен туман для птиц?
(Предполагаемые ответы детей)
Дети: (Они могут сбиться с пути, не смогут найти дорогу и т. д.)
Воспитатель: Давайте поможем птицам. Под каждой картинкой нужно приклеить первую букву названия птицы.
Игра: «Найди первую букву в названии птиц»
(На магнитной доске расположены картинки с изображением перелё тных птиц: ласточка, утка, чибис, иволга, кукушка. Дети выполняют задание, с комментарием: Первый звук в слове ласточка – [л] и т. д.
Воспитатель: Какие ребята вы находчивые. Ещё одна чара опала.
Воспитатель: А кто сможет прочитать слово, которое получилось?
Дети:ЛУЧИК
Воспитатель: Молодцы, солнечный луч рассеял туман.
5)
Воспитатель: Осторожно, впереди ручей. Чтобы перепрыгнуть через ручей, нужно сыграть в игру: «Один – много». На каждый правильный ответ – прыжок. Ответил – прыгнул.
Игра: «Один – много».
(Соловей – соловьи, аист – аисты, утка – утки, журавль – журавли, стриж – стрижи, ласточка – ласточки, лебедь – лебеди, гусь – гуси, кукушка – кукушки, грач – грачи).
Воспитатель: Отлично, мы перебрались через ручей и почти победили злого волшебника.
Воспитатель: Перед последним испытанием давайте немного отдохнём.
Воспитатель: Ребята, а давайте сыграем в подвижную игру: «Птицы». Вы превратились в птиц (оборот вокруг себя)
(Дети играют в игру).
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг (ходьба по кругу)
Ну – ка дружно, ну – ка вместе
Сделаем вот так…
Отряхнулись, как умеем,
Вытянем свои мы шеи
Посмотрели, оглянулись,
Шеи в плечики втянулись
Встали смирно, подравняйтесь
И за мною повторяйте
Крылья вверх, не ленись,
Все присели, крылья вниз,
Снова крылья поднимаем,
А потом их опускаем
Снова дружно все присели
Очень сильно зашипели: ш – ш – ш
6)
Воспитатель:Ну вот мы почти и добрались. Осталось последнее испытание. Посмотрите, что наделал тут волшебник. Какую же птицу он здесь спрятал? Давайте соберём картинку и узнаем.
(Дети собирают разрезные картинки, и у них получается изображение лебедя).
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы победили злого волшебника и освободили Царевну – лебедь.
Воспитатель: Смотрите, она не решается приблизиться к нам. (Воспитатель обращается к лебедю). Не бойся, мы не обидим тебя, ведь ты птица красивая…
Ребята, помогайте мне, скажите какая это удивительная птица.
Дети: Гордая, красивая, белая, верная, умная, осторожная, прекрасная, мудрая, сильная, грациозная, стройная, великолепная и т. д.
Воспитатель: Да, лебедь действительно очень красивая птица, но ей пора улетать. А где же остальные лебеди, её друзья? Посмотрите, лебеди заколдованы, они превращены в шишки. Что мы можем придумать? Нам нужно их расколдовать.
Дети: Мы можем сделать лебедей.
Воспитатель: А как? Из каких частей тела состоит птица?
Обсуждение: из шишки можно сделать туловище, из пластилина – шею, голову, клюв, глаза, из перьев или семян клёна – крылья и хвост.
Воспитатель: Ребята, давайте пока вы будете делать других лебедей, посадим нашу Царевну – лебедь на озеро, а чтобы с ней ничего не произошло, спрячем её. Окружим озеро мхом и камешками.
(дети закрепляют мох и камешки по краю озера с помощью пластилина).
Воспитатель: Но ведь сейчас осенняя пора, как же нам это изобразить?
(На столе осенние листочки. Предполагаемый ответ детей)
Дети: Мы положим вокруг разноцветные листочки.
(Дети изготавливают поделки из природного материала. Готовых лебедей сажают на озеро.
(Появляется сорока. Она проходит между столами. Хвалит детей.)
Сорока: Вам удалось снять чары злого волшебника? Вижу, Царевна – лебедь снова свободна, а её друзей смогли расколдовать и превратить из шишек в прекрасных лебедей. Полечу, разнесу эту радостную новость по всему лесу.
Воспитатель: Ну вот, вся стая в сборе и птицы могут лететь в тёплые края. Пусть лебеди отдохнут перед дальним перелётом, а мы с вами поговорим о том где мы сегодня побывали?
Дети: В волшебном лесу.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались, кому мы помогли? Кого мы расколдовали?
(Ответы детей)
Воспитатель: А что нам помогло преодолеть все трудности?
Дети: Дружба, старание, храбрость, знания, любовь, смекалка, выдумка, находчивость и т. д.
Воспитатель: Оставайтесь всегда такими. А самое главное – будьте настоящими защитниками природы.