Татьяна Гуменюк
Конспект занятия для дошкольников «Знакомство с понятием графика. Приёмы штрихования»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 6-7 лет
Количество детей в подгруппе: 7 человек
Продолжительность занятия : 30 минут (с физминуткой через 15 мин).
Форма: фронтальное
Тип занятия : освоение нового материала
Образовательные технологии:
Коммуникативно-диалоговые, здоровьесберегающие, проблемные.
Материалы и оборудование:
• половина листа бумаги формата А-4;
• чёрная гелевая ручка;
• предметные картинки с изображением животных;
• работы с изображением различных видов штрихов;
• раздаточный дидактический материал.
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графических навыков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Штрихование. Рисование штрихом
- Темочки
Тема: «Знакомство с понятием графика. Приёмы штрихования»
Цель: овладение новым художественным материалом и новой техникой рисования для формирования положительного опыта творческой деятельности.
Задачи:
• учить правильно держать ручку (карандаш);
• познакомить с правилами штриховки и правилами изображения штрихом животных;
• развивать моторные навыки;
• формировать основы эстетического восприятия мира;
• развивать инициативу и самостоятельность ребёнка;
• развивать коммуникативные навыки;
• обогащать активный словарь ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент.
Воспитатель
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим наши занятия по изобразительной деятельности. Я вижу, что вы готовы к работе. Молодцы!
II.Вводный этап. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Загадки о животных. Узнавание темы рисования.
Воспитатель:
– Тему нашего занятия вы угадаете сами, кого мы будем изображать сегодня. Послушайте загадки.
Любит желуди на завтрак.
Любит спинку почесать,
После дождика на травке
Или в луже полежать! (Свинья)
Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива -
Будет сытой круглый год!
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом - детки! (Белочка)
С колокольчиком идет,
Травку медленно жует.
Нагуляется на поле,
Много молока дает! (Корова)
Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег! (Медведь)
Он живет во всех мультфильмах,
Серый и клыкастый сильно!
А зимой холодной
Бродит злой, голодный! (Волк)
Эта рыжая плутовка
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев!
Ей на зуб не попадайся! (Лиса)
– Итак, кого же мы будем изображать сегодня? Как назвать одним словом? (дети отвечают). Правильно! Это животные. А про каких животных были загадки? ( дети отвечают: диких и домашних).
III. Основной этап.
1. Беседа.
– Дети, вы все любите рисовать, в том числе и животных. Но давайте подумаем, а можно ли быстро и интересно изобразить животных без кистей и красок? (дети строят предположения – можно или нет).
– Если хотите этому научиться, я приглашаю вас в удивительную страну, которая называется таким необычным и даже загадочным словом – ГРАФИКА. Давайте все вместе повторим: графика (дети хором повторяют).
– А как же попасть в эту самую ГРАФИКУ? А попасть в неё просто! Стоит только взять в руки обычный карандаш или ручку. В этой стране под названием ГРАФИКА свой язык и свои законы красоты. Итак, сегодня мы узнаем, что такое ГРАФИКА и познакомимся с новым приёмом рисования. Вы согласны, дети? (дети отвечают).
2. Знакомство с новым материалом. Понятие «графика», «штрих».
Воспитатель:
– Посмотрите на работы в графике (объясняется значение слова и работы в графике).
– Вы поняли, что графика – это рисование линией, пятном. Не зря художники говорят, что графика – искусство чёрного и белого. Мы сегодня с вами попытаемся доказать, что и без ярких красок рисунок может быть выразительным.
– Посмотрите на мольберт. Здесь у нас работы с различными видами штрихов. Вам нравятся эти работы? Можно ли их назвать выразительными? (дети отвечают).
Воспитатель:
– Штрих – это линия, черта. Штриховая линия может быть короткой или длинной, широкой или тонкой. Линия может быть наклонной, в несколько рядов, может быть волнообразной (показывает на работы). Штриховка может быть сплошной. Тогда линии почти сливаются друг с другом или могут быть с промежутками. Направление штриховки может быть различным (показывает на работы).
– Вы уже догадались по моим загадкам, что изображать мы сегодня будем животных. По каким внешним признакам мы их различаем? (дети отвечают). Да, животные имеют шёрстку гладкую или пушистую как шубка. А чем различаются разные животные между собой? (дети отвечают). Совершенно верно: они различаются размерами, у них разные уши, хвосты не только по размеру, но и по форме.
Когда вы рисуете без помощи красок, используя только штрих, вы всё равно можете передать свойства того предмета, который изображаете. Можно показать, если мы изображаем животного, доброе оно или нет, лохматый это зверь или пушистый, колючий или гладкий. Всё это может штрих!
Мы научимся сейчас с вами рисовать забавных и пушистых зверюшек новой техникой – штрихом.
3. Самостоятельная работа (Приложение 1)
Воспитатель:
– Возьмите правильно ручку, положите перед собой лист бумаги. Давайте изобразим пушистого зверька, так интереснее и красивее. Согласны? (дети отвечают). Чтобы зверёк получился пушистый, штриховку делаем с промежутками. Начнём с головы, для этого нарисуем выше середины листа чёрное пятнышко – это глаз. Дальше по кругу начинаем штриховку. Второй ряд штрихов наносится над первым. Кругу повторяются, пока шар не станет нужным по размеру.
Далее рисуют в зависимости от того, кого выбрали для рисунка: белочку, зайца, собачку или медвежонка. В верхней части головы изображаем уши, используя наклонный штрих. У зайца – уши вытянутые вверх; у медвежонка используем полукруг, для изображения белочки — треугольник.
Туловище имеет форму овала. Штриховку делаем в несколько рядов вниз. По обе стороны туловища и снизу вытягиваем лапки нашего животного – делаем штриховку в несколько рядов вниз.
Нашу композицию можно дополнить, изобразив несколькими штрихами траву, или представить, что у нас не просто белочка, а белочка, которая держит гриб; или зайка с морковкой (для тех, кто затрудняется начать работу можно раздать карточки со схемами последовательности изображения).
Дети рисуют.
4. Физминутка
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
IV. Подведение итогов.
Воспитатель устраивает выставку работ и проводит беседу.
– Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!
– О чём вы узнали на занятии?
– Что такое «Графика»?
– Понравилась вам новая техника рисования? Как она называется?
– Что было трудным для вас? Что самым интересным было?
– За что ты можешь похвалить себя сегодня?
Прощается с детьми.
Список литературы
1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М. : Владос-Пресс.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия, 2000. - 168 с.
3. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» : формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М. : Карапуз-дидактика, 2006, 2007.
4. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное вос-питание и развитие. - М. : Карапуз-Дидактика, 2007.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, кон-спекты занятия методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М. : Карапуз-Дидактика, 2006.
6. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М. : Карапуз-Дидактика, 2008.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность//Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/Под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007.