Людмила Серова
Конспект занятия в старшей группе по развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Закрепить у детей знания о том, какими были первые люди на земле, когда они жили, как добывали пищу, огонь, чем занимались (скотоводство, земледелие, что использовали в качестве одежды, как общались.
Активизировать словарь детей : первобытный, земледелие, скотоводство.
Материал: макет жилища древних людей, фигурки древних людей, зверей, предметы для добывания огня, кусочки меха (шкуры, ножи, иллюстрации о жизни древних людей.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре» размещена в разделах
Предварительная работа : Рассказ о древних людях, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов из серии «жизнь на земле», «Древние люди», - «Древние животные», М. Шпаши «Прирученный огонь», рассказ Д. Эрвильн «Приключения доисторического мальчика», рассматривание фигур первобытных людей.
Ход занятия
Дети, сегодня мы отправимся в музей и познакомимся с жизнью первобытных людей на земле. Экскурсоводом буду не только я, но и вы (подвожу детей к столу на котором собраны предметы первобытных людей).
Начинаю рассказ. Давным-давно на земле жили люди, которые не были похожи на современных людей. Какими они были? Давайте вспомним. Дети рассказывают о древних людях: были похожи на крупных обезьян, ходили на 2-х ногах, но сильно наклонялись вперед, лицо было грубое с широким носом, низким лбом, руки были длинные и свисали до самых колен. Они могли выполнять простую работу: хватать, рыть землю. Дети, а как называли древних людей - первобытными. Ребята, мы с вами умеем общаться с помощью речи (слов, нас все понимают. А как общались первобытные люди? (ответы детей : не могли говорить, общались звуками). Предложить детям изобразить, как ходили и общались первобытные люди.
Ребята, мы живем в домах, которые построили строители. Где жили первобытные люди? (древние люди жили в пещерах, прятались в них от дождя, палящего солнца, животных).
Ребята, мы с вами можем пойти в магазин купить разных продуктов и приготовить из них еду. Где и как добывали себе еду древние люди? (ответы детей, как охотились древние люди на животных, с помощью чего: ямы- ловушки, колья, камни, палки). Сегодня у нас нет проблем, где взять одежду - купить в магазине. Но где же брали одежду древние люди (из шкур убитых животных, в качестве палок использовали кости животных и рыб, острые камни. Мужчины уходили на охоту, а дома оставались женщины и дети, что они делали? (собирали колоски, плоды). И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что проросли случайно рассыпанные зернышки.
Потом они стали специально рассыпать зерна и выращивать их рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. С охоты мужчины приносили домой, оставшихся от убитой свиньи поросят, что они делали с детенышами? (помещали в загон, кормили их). Правильно теперь неудача на охоте не страшна людям, вот она еда - в загоне возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.
Ребята, что за предметы у нас в музее (показываю на камни и кусочки дерева, для чего они нужны). Дети рассказывают о том, как люди добывали огонь (сначала пытались сохранить горящие ветки от деревьев, которые вспыхивали от ударов молнии, потом попробовали добывать огонь, ударяя камень о камень и заметили, что если долго тереть один кусок о другой, он начинает тлеть и разгораться). Предлагаю детям попробовать добыть огонь, как это делали первобытные люди.
Ребята, сейчас вы ходите в детский сад, но скоро пойдете в школу. А вот древние люди не ходили в школу. Послушайте, что было бы, если б не было школ. Исполняю песню «Если б не было школ» Дети подпевают. Ребята, вам понравилось в нашем музее? В другой раз мы тоже посетим его и узнаем, что-то новое.