Ирина Абросимова
Конспект занятия для детей старшей группы «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы на тему :
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых.
• Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности.
• Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• Учить составлять паспорт для птицы.
Развивающие:
• Развивать память, внимание, мышление, активизировать речевой запас детей в соответствии с возрастом.
Воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к природе, поощрять желание заботиться о пернатых.
Предварительная работа:
• Наблюдение за птицами на участке.
• Чтение произведений о птицах.
• Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах.
• Проведение подвижной игры «Совушка».
• Беседа о профессии - орнитолог.
• Оформление карточек алгоритма заданий, для паспорта «Птицы» (на каждого ребенка).
• Изготовление кормушек для птиц (совместно с родителями).
Материал и оборудование: проектор, экран, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах нашего края. Давайте вспомним, каких перелетных птиц мы с вами знаем?
Ответы детей : Скворец, соловей, жаворонок, грач.
Воспитатель: Ребята, почему они называются перелетными? Чем они занимаются, когда возвращаются домой? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей : Сорока, голубь, воробей, синица.
Воспитатель: Почему они называются зимующими? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята! Слушайте мою загадку и попробуйте отгадать ее.
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка
Отгадайте кто это? синичка.
Воспитатель: Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей». Это птицы, остающиеся с нами на зимовку: синицы, щеглы, снегири, сойки, свиристели. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства» : несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру "Птицы"
Эта птичка – соловей
Эта птичка – воробей
Эта птичка – совушка -
Сонная головушка
Эта птичка свиристель
Эта птичка коростель
Эта птичка – злой орлан (машут руками)
Птички, птички – по домам.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации с видами кормушек. Из каких материалов сделаны кормушки для птиц? Как вы думаете, какие кормушки для птиц самые удобные, надежные и почему?
(ответы детей).
Воспитатель: Какой корм вы положите в кормушку или подвесите и для кого? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, при какой погоде птиц у кормушки больше?
Ответы детей : При холодной погоде птиц у кормушек бывает часто и много. А в теплую погоду птицы реже прилетают к кормушкам.
Воспитатель: Какие птицы прилетают чаще к кормушке? Трудно ли было вести наблюдения за птицами? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть люди, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Таких людей называются орнитологами.
Воспитатель показывает письмо от орнитолога: «Здравствуйте, дорогие дети! Я работаю орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на Кедровку. «Кедровка-это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в темный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска»
Воспитатель показывает детям паспорт на птичку «Кедровка». Орнитолог: Ребята, я предлагаю вам оформить паспорт на птиц, обитающих в нашей местности, которых вы знаете.
Воспитатель: У вас на столах разложены листы с изображением птиц, обитающих в нашей местности. Выберите себе лист с изображением птицы, и составьте её паспорт. (Предложить детям с высоким уровнем развития помочь детям со средним и низким уровнем поработать над паспортом птицы вдвоем).
Воспитатель поочередно зачитывает задания.
Задание 1. «Вид птицы». Выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица-зимующая, перелетная или кочующая ( обозначения: зимующая птица-зима в городе; перелетная птица - пальмы и летящие птички; кочующая-лесной пейзаж). Обвести картинку с правильным ответом.
Детям предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:
1-зима в городе;
2-пальма и летящие птички;
3-лесной пейзаж;
Задания 2. «Чем питается птица». Определить, чем питается птица, и обвести картинку с правильным ответом.
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1-конфеты;
2-насекомые;
3-семена растений;
Задание: Задания 3. «Чем покрыто тело птицы». Определить, чем покрыто тело птицы, и обвести картинку с правильным ответом.
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1-перья;
2-чешуя;
3-шерсть.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь я вам вместе со мной вспомнить подвижную игру «Совушка» и поиграть.
Игра «Совушка». Из числа играющих детей выбирается «Совушка». Остальные дети – птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (на мягкий модуль-куб, а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Воспитатель произносит: «Ночь»! Играющие дети замирают на своих местах. Совушка «слетает» с дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнется, «Совушка» уводит к своему дереву. Воспитатель говорит: «День», и «Совушка» «забирается на дерево». Игра продолжается 3-4 раза. Роль «Совушки» выполняют дети по желанию.
Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит свое потомство?» Определить, где птицы откладывают яйца и выводят свое потомство. Обвести картинку с правильным ответом.
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1-гнездо;
2-коляска;
3-будка;
Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?» Определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Обвести соответствующие круги.
Дети рассматривают цветные круги, изображенные в паспорте птицы : белый, черный, серый, коричневый, желтый, зеленый, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.
Воспитатель: Ребята, паспорта птиц готовы! Кто из вас хочет рассказать о своей птичке?
Дети рассказывают про птиц, используя паспорт. Если ребенок рассказал верно – на экране демонстрируется птица и звучит аудиозапись ее голоса.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вы узнали нового? С какой профессией мы сегодня познакомились? Трудно ли вам было составлять паспорт птиц? (ответы детей).