Приложение МААМ

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки по Солнечной системе»

Светлана Дворник
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки по Солнечной системе»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: Путешествие Незнайки по Солнечной системе.

Цель: Познакомить детей с Солнечной системой.

Задачи:

1. Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них. 2. Развивать познавательный интерес детей, умение наблюдать и анализировать, а также развивать память, внимание, речь.

3. Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящих вокруг нас; воспитание любви к родной планете – Земля.

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие Незнайки по Солнечной системе“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.

Материалы: Изображения Солнечной системы, наглядно-дидактические пособия, презентационный материал в формате PowerPoint.

Предварительная работа: Беседы о солнечной системе; чтение стихотворений, беседы, рассматривание иллюстраций.

Ход организованно-образовательной деятельности.

Рассказ педагога

Однажды Звездочёт пригласил Незнайку посетить планетарий. Но там было так темно, что Незнайка уснул и проспал всё самое интересное. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и рассказать ему о том, что рассказывал им звёздочет. (Слайд №3; Слайд № 4)

Сегодня мы будем путешествовать по Солнечной системе. Давайте представим себе, что мы пролетаем в планетолете мимо каждой из планет Солнечной системы. И узнаем о звездах и планетах нашей вселенной. (Слайд № 5)

Ребята как называется наша планета (ответы детей).

Рассказ педагога

Наша планета Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты. Какие это планеты мы узнаем из стихотворения. (Слайд № 6)

***

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Аркадий Хайт (Слайд № 7)

Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей собственной невидимой нам орбите. Вместе с Солнцем планеты образуют Солнечную систему. На рисунке планеты выглядят примерно одинаковыми по размеру, но на самом деле некоторые из них значительно больше других. (Слайд № 8) Солнце – это самая ближайшая к Земле звезда. Она кажется больше других звезд. Солнце образовалось из сгустков пыли и газа. Оно превратилось в светящийся газовый шар. Наиболее горячая область находится в центре. Поверхность Солнца представляет собой кипящую и бурлящую массу. На солнце есть тёмные области, которые называются солнечными пятнами. Они более холодные, чем вся остальная поверхность Солнца. (Слайд № 9)

- Ребята, скажите почему нельзя пристально смотреть на Солнце? (ответы детей). - Ребята, скажите что дает нам Солнце? (ответы детей).

А сейчас мы с вами с помощью Солнца проведем опыт «Получение радуги»

Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

Вариант 1.

Рекомендации к проведению:

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке. Если зеркало «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа.

Вариант 2.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Солнечная система делится на планеты и звезды

Ближние планеты к солнцу.

Ближе всего к Солнцу расположены четыре планеты: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все они каменистые и не пригодные для жизни. Растения и животные есть только на Земле.

Рассказ педагога о Меркурии

Меркурий расположен так близко к Солнцу, что его поверхность сильно раскалённая. Поверхность Меркурия покрыта кратерами. (Слайд № 10) Ребята возможна ли жизнь для человека на этой планете? И почему? (Высокая температура, нечем дышать.

Рассказ педагога о Венере

Венера окружена очень плотной атмосферой и мощным слоем облаков. В атмосфере Венеры содержатся опасные для человека газы: метан, аммиак. Венера покрыта равнинами, на ней имеются горы. На горных вершинах есть следы лавы. На Венере наблюдаются сильные ветры, молнии. (Слайд № 11; 12; 13)

Рассказ педагога о Марсе

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую пламенную звезду и назвали ее в честь бога войны – Марса. (Слайд № 14) На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смена времен года. Поверхность Марса состоит из высокогорий и равнин. (Слайд № 15, 16) Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры. Кислорода и водяного пара в атмосфере мало, много углекислого газа. На Марсе очень часто образуются очень сильные пыльные бури. (Слайд № 17) На планете есть огромные горы, на которых лежит снег и лед. Но лед не похож на земной. Это сухой лед, который образуется тогда, когда замерзает углекислый газ. Люди на Земле специально создают такой лед, а на Марсе его очень много. Несколько лет назад на Марс был отправлен небольшой космический аппарат. Аппарат раскрылся, и из него выехал робот-марсоход. Марсоход был размером со скейтборд. (Слайд № 18) Учёные с помощью компьютеров управляли аппаратом с Земли. Он двигался по планете и делал снимки её поверхности и брал пробы грунта. (Слайд № 19)

Отдаленные планеты от солнца Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон находятся далеко от Солнца. Это очень холодные планеты.

Рассказ педагога о Юпитере

Юпитер – это планета-гигант: она в 1300 раз больше Земли. (Слайд № 20) Вокруг него клубятся белые облака с запахом аммиака, весьма неприятного для человека. Космические корабли, которые подлетали к Юпитеру, зафиксировали очень сильные разряды молний.

У Юпитера 16 спутников. Каждый из них — это интереснейший мир со своей историей и своими загадками.

Приземлиться космическому аппарату на Юпитере невозможно, так как он состоит из газов. (Слайд № 21)

Рассказ педагога о Сатурне

Сатурн – это планета светло-желтого цвета. (Слайд № 22) Планета сплющена у полюсов, так как очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. Сатурн окружён яркими кольцами. (Слайд № 23) Издалека кольца выглядят как сплошные обручи. У Сатурна колец всего семь. На самом деле каждое кольцо состоит из пыли, камней и льда. (Слайд № 24)

Чтение стихотворения.

Холодные миры

Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры.

Света нет и нет жары.

Вечная зима и ночь.

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун.

И на Плутоне колотун!

Без атмосферы, по всему,

Жить невозможно никому.

Ж. Парамонова

(Слайд № 25; 26; 27)

Луна является спутником Земли.

Луна расположена очень близко к Земле. (Слайд № 28) Это каменный шар, который вращается вокруг своей оси и вокруг Земли. Из- за вращения Луны Солнце освещает разные её части. Поэтому нам кажется, что Луна меняет свою форму в ночном небе. (Слайд № 29) Когда Солнце освещает скрытую от нас сторону Луны, мы видим на небе лишь чёрное пятно. Это новолуние. Иногда на небе заметна только часть Луны. Это полумесяц. Если Солнце освещает всю поверхность Луны, нам видно полная Луна. На Луне сухо и пыльно. Там нет воздуха и воды, поэтому нет жизни. Поверхность Луны каменистая и холмистая. (Слайд № 30) Она покрыта углублениями, которые называются кратерами. Многие лунные кратеры имеют такие огромные размеры, что внутри них могли бы поместиться целые города. (Слайд № 31) В космосе движется огромное количество камней. Иногда камень врезается в поверхность Луны. Он взрывается, и пыль разлетается в разные стороны. В результате образуется глубокий кратер в форме чаши. (Слайд № 32) Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.

Опыт проводится во время прогулки.

Воспитатель раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с "лунной пылью" (песок можно немного смочить водой). От падения камней образуются ямки.

Физкультминутка

В небе плавает луна.

(покачивания головой в влево и вправо)

В облака зашла она.

1,2,3,4,5

(хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(руки вверх)

6,7,8,9,10-

(хлопки над головой)

И пониже перевесить.

(руки вниз)

10,9,8,7-

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

(дети тихо садятся)

Иногда Луна проходит между Землёй и Солнцем и закрывает от нас солнечный свет. Это явление называется солнечным затмением. В начале затмения Солнце выглядит так, будто от него отрезали кусок. (Слайд № 33)

По мере того как Луна всё больше закрывает Солнце становится темнее и холоднее.

На короткое время Луна полностью закрывает Солнце.

Во время солнечного затмения многие животные думают, что наступила ночь, и засыпают.

Звезды

Звезды – это светящиеся небесные тела. Они похожи на Солнце. (Слайд № 34)

Яркая звезда на этой фотографий значительно больше Солнца, но она кажется маленькой, потому что находится очень далеко.

Некоторые звёзды со временем увеличиваются в размерах и тускнеют. Они выпускают слои газа и угасают. (Слайд № 35) Многие звёзды движутся парами. Они называются двойными. Большие звёзды иногда взрываются. Это газовое облако - всё, что осталось от звёзды. (Слайд № 36; 37)

Падающие звезды

Падающая звезда на самом деле не является звездой. Это небольшой горячий кусок космического камня. (Слайд № 38)

Камни, прилетевшие из космоса, похожи на звёзды, падающие с неба. Они называются метеорами. Очень часто на Землю одновременно падает большое количество камней. (Слайд № 39) Это явление называется метеорным потоком или дождём.

Космические камни, приближаясь к Земле, сильно нагреваются.

Они сгорают и оставлю за собой яркий светящийся след. Некоторые слишком большие камни не успевают сгореть полностью и долетают до Земли. Этот крат образовался в результате падения огромного камня. (Слайд № 40)

На этом наше путешествие по солнечной системе заканчивается.

Ребята, понравилось вам путешествовать по солнечной системе?

- Что особенно запомнилось?

- Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.

Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас сесть за столы, и вместе со мной слепить наш удивительный космос.

(дети переходят в рабочую зону)

Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах.

Сейчас я расскажу вам,как сделать из пластилина вот такие планеты и кометы.

Алгоритм выполнения работы.

- чтобы слепить из пластилина нашу планету нам понадобится 3 цвета: кусочек зеленого, белого, и синего. Смешиваем все три цвета так, чтобы на комочке появились разводы. Сплющиваем. Прикрепляем к работе.

- Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.

(самостоятельная деятельность детей).

В конце все работы выкладываются на подготовленное космическое пространство. Какие замечательные работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира «Первые в космосе» с презентацией Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира "Первые в космосе" с презентациейЦель занятия:уточнять и расширять представления.

Фотоотчёт об открытом занятии «Мы путешественники»Фотоотчёт об открытом занятии «Мы путешественники» Представляю вашему вниманию фотоотчёт с открытого занятия "Мы путешественники". Занятие проводилось для слушателей Курсов повышения квалификации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки по Солнечной системе»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 21:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки по Солнечной системе»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дворник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД