Елена Морнева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Кукольная история. Изготовление тряпичной куклы «Вербницы»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Кукольная история. Изготовление тряпичной куклы "Вербницы"".
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Кукольная история, Изготовление тряпичной куклы „Вербницы“» размещена в разделах
- Вербное воскресенье
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.
3. Пополнить знания детей о видах народных тряпичных кукол.
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости).
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции.
Оборудование: тряпичные куклы в мини музее, ткань красных тонов, цветные лоскуты, тесьма или лента, вата или синтепон, веточки вербы, красные шерстяные нитки, ножницы.
Ход занятия
Воспитатель (обращается к детям)
Здравствуйте девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте ребята - молодцы.
Озорные удальцы!
Улыбнитесь всем вокруг
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
по имени называй
Утра доброго желай!
(Дети находят сундучок)
Воспитатель: - Сегодня утром, придя в детский сад, я обнаружила в группе вот этот сундучок. Как вы думаете, кто мог оставить его? И что может находиться в сундучке? (ответы детей)
Воспитатель: - А давайте откроем и посмотрим, что там внутри… (открывают и находят разноцветные лоскутки, тесемочки, комочек синтепона или ваты и листок с загадкой)
Давайте прочитаем, что здесь написано…
Загадка
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Воспитатель: - Ребята, что означает слово кукла? (ответы детей)
Воспитатель: - Я прочитала в интернете – детская игрушка в виде фигурки человека.
По-японски кукла звучит как “нинте”, и переводится — “образ человека”.
Воспитатель: - А у вас есть куклы? Зачем нужны куклы? (Ответы детей)
Посмотрите, у нас мини – музей кукол, но почему они безликие? - (Ответы детей).
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются от современных кукол? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены.
- Кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца.
- Какими куклами можно играть? Ответы детей (Зайчик на пальчик, перевертыш, пеленашка, веснянка, мальчик и девочка.)
- А вы можете рассказать про кукол.
Дидактическая игра «Раз, два поверни,и про куклу расскажи!»
Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и про куклу расскажи!» (встанем вокруг стола, на столе разложены картинки кукол). Куда покажет стрелка, про ту куклу и расскажем. Дети крутят, рассказывают.
1. Эта кукла называется – Пеленашка. Мы ее сами смастерили.
Кукла. Пеленашка - младенчик в платочке, завернутый в пеленку, древнейшая кукла-оберег.
Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы она согревала колыбельку, чтобы малыши крепко спали.
Пеленашка – достаточно простой способ защитить ребенка от злых духов и сглаза. Люди верили, что в доме, где есть дети, обязательно должна быть кукла – Пеленашка.
2. Кукла Крупеничка – это оберег семьи. Считалось, что она приносит достаток в дом. Наполняли куклу крупой. Делали это после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай.
3. Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в семье всегда будет радость и веселье.
4. Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.
5. Кукла «День и ночь»
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт».
7. Кукла «Зайчик – на пальчик»
Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.
8. Эта кукла называется - Желанница. Помогает в исполнении желаний.
Загадаешь желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало.
Вы умеете загадывать желания, Тогда закройте глаза и загадайте.
9. «Пасхальная голубка» - обрядовая кукла. Ее делали к самому главному православному празднику – Пасхе. "Пасха - Светлое Христово Воскресение" - этот праздник олицетворяет победу жизни и добра.
Воспитатель: - Пасхальную голубку изготавливали обязательно из ткани красного цвета. Такую куклу изготавливали как для себя, так и в подарок друзьям и знакомым с пожеланиями счастья, добра и любви!
Воспитатель: - В старину к светлому празднику Пасха делали и другие куклы. Например, как эта. Посмотрите, что у нее в руках. (Веточка вербы). Ребята вы знаете, как называется эта кукла? (ответы детей).
Воспитатель: - Делалась такая куколка на Вербное воскресенье или Пасху из красного материала. Она символизировала женщину, идущую в церковь с веточкой вербы и узелком с куличом и яйцами.
- По верованиям славян, верба - Бог дерево, символ не только Мирового дерева, но и необычайной жизненной силы, так как имеет способность развиваться без корней. Она противопоставляется сосне и дубу, которые не всегда могут выдержать бурю; вербовые же ветви благодаря своей гибкости остаются целыми.
Воспитатель: - Я помню, как бабушка, придя из церкви утром, стегала меня освящённой веткой вербы. Стегала и любя приговаривала: «Верба свята! Верба свята!
Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело!
Верба красна бьет напрасно!
Не я бью, верба бьет, через неделю велик день.
Будь здорова, как вода, будь богата, как земля!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!
Верба-хлёст, бей до слез!»
А потом убирала эту вербу за икону. Веточка вербы освящённая в церкви хранилась весь год в углу со святыми образами.
Люди считали, что эта куколка Вербница приносит молодость и оздоровление.
Кукла Вербница считалась подарком и могла заменить собой пасхальное яйцо.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что праздник Светлой Пасхи наступит уже совсем скоро? А не хотели бы вы к этому празднику изготовить куклу?
- Тогда я приглашаю вас в свою творческую мастерскую, но перед тем, как приступить к работе, я предлагаю немного поиграть.
Русская народная игра «У Маланьи»
Ребята, я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем?:
«У Меланьи, у старушки»
У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Воспитатель: - И вот только сейчас мы будем творить чудеса, в хорошем добром настроении. (Дети садятся)
Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используются иголка — только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.
Воспитатель: - Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята вы мне поможете?
- (Ответы детей).
Воспитатель: - Кукол мастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите! - Всё, что нужно для дела вам, всё разложено по столам. - За работу поскорей, начинайте подружней.
Изготовление куклы.
Для изготовления этих кукол нам понадобятся красная ткань, красные шерстяные нитки, вата, ленточки.
1) Возьмите кусок ваты, плотной скатайте в аккуратненький шарик и положите в центр квадрата – делаем головку Вербнице.
2) Для того, что бы зафиксировать головку потребуются красные шерстяные нитки. Перевязав ими шейку три раза смело вяжите на один или три узла. Концы ниток можно обрезать. Получится вот такая головушка:
3) Дальше делаем ручки. Кстати, кому интересно, почему Вербница делается из красной ткани – красный – это символ жизни, поэтому наши предки и использовали этот цвет для изготовления торса Вербницы.
Ручки закладываем в два раза и в конце подгибаем кисть:
Сделанную ручку также фиксируем красной ниткой в области кукольного запястья. Делаем вторую ручку. По положению рук можно определить настрой на работу мастерицы, выполнявшей куклу – поднятые руки, опущенные, разведенные в стороны – все это говорит о конкретной мастерице больше, чем задушевное собеседование при приеме на работу.
4) После ручек делаем грудь. Символику груди, я думаю, объяснять не надо, поэтому грудь делаем не жалея, подпихиваем туда молочности, кормления и ожиданий от урожая в этом году:
Также фиксируем ниткой область талии, аккуратно заправив все торчащие края ткани
5) Наступает очередь ткани. Кстати, некоторые мастерицы используют в этой куколке дополнительную скруточку, вместо ножек, но есть и такой вариант без скрутки, просто, с юбочкой. Для того, что бы отмерять длину юбочки, приложите к кукле ладонь и оторвите нужный кусок ткани. В сумме с юбкой кукла должна получаться размером примерно с ладонь мастерицы.
6) Первым прилаживаем передничек, который по длине должен соответствовать длине юбки, а ширина выбирается на глазок. Затем мы начинаем накладывать юбку, обратите внимание, каким образом будет крепить передник и юбка. Голова куклынаходится внутри юбки, поэтому выворачиваем куколку.
8) Дальше завязываем две косыночки: нижнюю и верхнюю, корректируем юбку и передник, складки.
9) К рукам куклы прикрепить веточку вербы
Кукла готова
Итог:Воспитатель: - Понравилось ли вам делать куклы?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали про куклы?
- Что было трудно в работе?
- Для кого вы делали своих кукол?
Воспитатель: - Пусть эта куколка станет настоящим оберегом и принесет счастье тому человеку, для которого она была сделана!