Лидия Евгеньевна Решетникова
Конспект занятия для детей средней группы «Знакомство со свойствами света»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления детей о свойствах света.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «свет», «тень»
- Развивать познавательную активность.
- Развивать умение использовать в поисково-познавательной деятельности модели.
- Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи.
Публикация «Конспект занятия для детей средней группы „Знакомство со свойствами света“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Материал и оборудование: коробка с письмом, листа «игра», игра «виды света», глобус, карточки липучки, фонарики по количеству детей, подставки под материал, мешочки, 4 блокнота, 5 листов бумаги, кусочки ткани, файлы, cd диск 1шт, 2 листа картона, фигуры для рассматривания тени, настольная лампа, мобильные блокноты.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда Я пришла в детский сад, мне почтальон принес посылку. Как вы думаете, кто бы мог прислать такую большую коробку нам?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ой ребята посмотрите что это? Чистый лист интересно, зачем он тут? Ладно, пусть он тут постоит, а это что записка от кого же она? Давайте прочитаем:
«С добрым утром ребята! Пишет вам ваш добрый друг Незнайка. Я научился проводить интересные опыты со светом, но в один из моих опытов произошло что- то странное мой город исчез, помогите, пожалуйста, мне ребята найти его».
Воспитатель: Интересно всё это, поможем Незнайке?
Дети: Да
Воспитатель: Но сначала нам с вами нужно вспомнить, что же это такое свет и каким он бывает?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Свет всегда окружает нас по жизни, он бывает солнечным, лунным, звездным наблюдали ли вы за таким светом?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы, правильно свет бывает природным к нему относятся свет солнышка, луны, звезд и искусственным к нему относятся: свет от настольной лампы, люстры или свет от фонаря на улице. Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Виды света».
Воспитатель: Для игры нам нужно с вами разделиться на команды мальчики и девочки. На доске прикреплены карточки «Природный свет» и «Искусственный свет» девочки будут прикреплять картинки с природным светом, а мальчики с искусственным.
Игра «Виды света»
Воспитатель: Молодцы справились, а как вы думаете может ли человек управлять светом?
Дети: Да может.
Воспитатель: Да, вы правы мы сами можем управлять светом например дома можно включить или выключить свет, на природе мы можем сами потушить костер или в группе например мы можем самостоятельно включить фонарик.
Воспитатель: Я вижу, вы многое знаете про свет и готовы приступить к поиску Незнайки. Давайте посмотрим, что же в этой чудесной коробке.
(воспитатель раскрывает коробку и подготавливает необходимый материал для опыта)
1 Опыт
Воспитатель: Посмотрите что у меня тут?
Дети: Это глобус
Воспитатель: Правильно, глобус. Давайте сейчас представим что мой фонарик это солнце, а глобус будет нашей Землей. Посмотрите если посветить на нашу Землю фонариком, то свет попадает на какую сторону?
Дети: На одну сторону, где светит фонарик.
Воспитатель: А что происходит со второй стороной?
Дети: Там темно.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтоб на той стороне появился свет?
Дети: Посветить на ту сторону.
Воспитатель: Правильно, получается если на нашей стороне, где мы живем светло, но на другой стороне Земли темно. Наша планета постоянно находится в движении и там где солнышко только просыпаются люди, встречают рассвет, а на той стороне, где наступает ночь люди, ложатся спать.
(Ребята пробуют, самостоятельно вращая Землю показать, где сейчас на ней утро, а где наступает ночь, прикрепляя на глобус карточки с действием человека).
Воспитатель: Молодцы с справились, давайте посмотрим, что же у нас ещё есть.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Светит солнышко в окошко,
Прямо в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
2 Опыт
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня на столе?
(фонарики, блокнот, лист бумаги, лист картона, кусок ткани, файл)
Воспитатель: А, через все ли эти предметы может пройти свет?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Давайте проверим
(ребята самостоятельно проверяют подготовленный материал)
Воспитатель: Правильно, не все предметы на столе пропускаю свет. А почему?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Всё верно, наши у нас на столе есть предметы, которые пропускаю свет, и задерживают его.
3 Опыт
Воспитатель: Послушайте загадку:
Что за чудо-коромысло После дождика повисло?
Очень яркое, цветное, А красивое какое!
Разноцветны ворота Что зовутся.
Дети: Радуга
Воспитатель: - Ребята, а когда мы с вами чаще всего видим радугу?
Дети: ответы детей
Физкультминутка:
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел. Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки! По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом, И на землю кувырком! (Присесть)
Воспитатель: А давайте мы с вами вместе сделаем радугу. Этот опыт интересный и может проводиться в любое время суток. Для опыта нам с вами понадобится диск, фонарик и лист картона.
(Необходимо поставить лист картона к стене, диск положить на стол зеркальной стороной вверх, посветить на него фонариком под углом. На листе появится радуга).
Воспитатель: Обратите внимание на то, что свет вроде и прозрачный, но состоит из разных цветов и эти цвета, как и у радуги всегда похожи. Какие вы видите цвета?
Дети: ответы детей
(ребята самостоятельно пробуют провести данный опыт)
4 Опыт
Воспитатель: Ребята, а сейчас Я загадаю вам загадку, послушайте внимательно:
Ты стоишь – она стоит
Ты бежишь, она бежит
В солнечный погожий день
Мы отбрасываем…
Дети: Тень
Воспитатель: Правильно это тень. Как вы думаете, у всех ли есть тень?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Давайте мы сейчас это и проверим, для проверки возьмите в руки фонарики. Поднесите руку к лучу, который идет от вашего фонарика. Что видите?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно вы видите свою тень, а сейчас посмотрите на доску где моя тень? Куда она делась?
Дети: Её нет
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что фонарик выключен и нет света.
Воспитатель: Получается, что когда нет света у нас и нет тени правильно?
Дети: правильно
(воспитатель предлагает детям посмотреть на тени от предметов на столе или придумать свои)
Воспитатель: Ребята мне интересно, что же это за пустой белый лист такой прислал нам Незнайка? Для чего он нам? (рассматривают его)
Воспитатель: Давайте попробуем посветить на него, может быть лист этот не обычный, а волшебный? Но фонарики у нас маленькие предлагаю вам посветить на него лампой. (Светят на лист, проявляется Незнайка на фоне города).
Воспитатель: А вот и сам Незнайка и его город. Оказывается, в его городе просто нет света.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось помогать Незнайке? Что интересного нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?
По итогу занятия ребята заполняют мобильные блокноты.