Лазарева Светлана Олеговна
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дети против войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление дошкольников с биографией и подвигом пионера героя Леонида Голикова.
Задачи:
1. Предметные.
-Формировать представление о жизни детей в военное время;
познакомить с героическими поступками на войне и в тылу;
-учить высказывать свою точку зрения.
2. Универсальные.
Когнитивные способности:
-развивать умение выстраивать последовательное высказывание;
-развивать память, внимание, мышление, речь.
Коммуникативные способности:
-учить общаться со сверстниками
Регуляторные способности:
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Дети против войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-учить прогнозировать ситуацию по имеющемуся опыту.
3 Мотивационные.
-Формировать чувство гордости за российский народ.
Предварительная работа: организация и проведение проекта для детей на тему «Детям о героях Великой Отечественной войны», чтение рассказов о подвигах солдат, просмотр видео и фото военных лет. прослушивание песен времен ВОВ; рассматривание картин: "Зло мира". Щербаков Б. В., "Часовой. Детство отменённое войной". Толочко В. И. "Победа". Кривоногов П. А. Мирошник Константин Вячеславович и Кургузова-Мирошник Наталья «Хлеб». Смукрович Петр Петрович «За боевые заслуги». Бут Николай. «Филиппок из бригадной разведки».
Словарь: Великая Отечественная Война, герой, партизаны, разведчики, подвиг, награда.
Материал и оборудование: фотопрезентация о войне и о герое Леониде Александровиче Голиковом ; портрет Леонида Александровича Голикова; запись песни «Песня о войне», фрагмент записи «Сообщение о войне», песня «Мы хотим, чтоб не было войны», песня Аркадия Островского на слова Льва Ошанина. «Пусть всегда будет солнце», Дарья Пономарёва «Дети против войны», «Дети против войны», группа «Дети Земли» песня «МЫ ЗА ЛЮБОВЬ мы против войны».
Приоритетная образовательная область: «Познание», «Художественно-эстетическая»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическая».
Ход занятия.
Дети свободно занимают места в группе.
Звучит фрагмент песни «Песня о Войне».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мне вам хочется рассказать одну историю. Но сначала ответьте на вопрос, пожалуйста: что такое война?
Дети : беда, горе, выстрелы, бои.
Воспитатель: Да, ребята, война – это очень страшное слово. В нём много беды и горя, слёз и страха, огня и потерь. Война может начаться в любой стране мира. И в нашей стране были войны, но одна из них была самой жестокой и страшной. Скажите, как люди нашей страны стали называть её?
Дети : Великая Отечественная война.
Только послушайте, какие страшные слова пришлось услышать всем в начале войны.
«Сообщение о начале войны фрагмент»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?
Дети : Старики, дети, женщины.
Воспитатель: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Многие из них были вашими ровесниками. Им пришлось забыть о своих игрушках, беззаботных играх во дворе.
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
- Как помогали ребята во время войны взрослым. Какие дела могли делать дети? Сейчас вы узнаете.
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
Воспитатель: Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, женщины взвалили на себя всю тяжелую работу. Дети не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить.
Ребята постарше трудились на заводах. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Ребята работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима. Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили тяжелораненых, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали.
Воспитатель:
Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось
Познать беспредел всех невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
Нам, детям войны, много горя досталось.
Победа наградой была…
(Лина Томчи)
Я вам тоже предлагаю стать сейчас маленькими солдатами, а каждый солдат делает физкультуру.
Физкультминутка «Солдаты»
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись.
На носочках потянись.
Раз – рывок (прыжок,
Два – рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
Нам работать сейчас нужно!
Воспитатель: я хочу сегодня рассказать об одном мальчике герое - Лёне Голиковом. Он тоже, наравне со взрослыми сражался с врагом во времена войны.
Родился Лёня Голиков в деревне Лукино в семье рабочего. Окончил школу. Работал на фанерном заводе посёлка Парфино. Но все мечты и планы оборвала война. Его родную деревню захватили фашисты, и парень решил, что он не имеет права оставаться в стороне. Решил записаться в партизаны. Его не хотели брать - слишком мал, всего 15 лет, но за него поручился его школьный учитель, уже состоявший в партизанском отряде. Так для Леонида началась новая жизнь.
Лёня Голиков стал бригадным разведчиком. Парень смело воевал за свою отчизну: он участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов.
На счету Леонида немало потерь фашистов: уничтожил много фашистов, железнодорожные и шоссейные мосты, 2 склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в блокадный Ленинград.
В августе Леонид Голиков совершил подвиг, который и дал ему награду Героя Советского Союза. Недалеко от одной деревни гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор Рихард Виртц. В штаб Леонид принес портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, и другие важные бумаги.
Увы, Леониду не суждено было прожить долгую жизнь.
Зимой в неравном бою в селе Острая Лука Леонид Голиков погиб.
Отряд был окружен, среди карателей были и местные жители. Все же партизаны старались дать отпор и стали уходить к лесу. Увы, силы были неравны. Только 6 человек вырвались из осады. Лёня, как и его товарищи, пал под вражескими пулями.
- Скажите, ребята, а что такое подвиг?
Дети : смелый поступок
Воспитатель: А как называют человека, который совершил подвиг?
Дети : герой
Воспитатель: многие дети уходили в партизанские отряды. Сражались наравне со взрослыми. Совершали настоящие подвиги. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине. В их числе был и Леонид Александрович Голиков. Предлагаю всем вам сейчас встать и почтить их память молчанием. (Дети встают у своего стола, чтобы минутой молчания почтить память героям).
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьё зно:
Страдали тяжко дети от войны.
(отрывок из стихотворения Анатолий Болутенко «Дети войны»)
Воспитатель: Что же пришлось испытать, пережить детям в годы войны?
Дети : Гибель родных, они лишились своего дома.
Воспитатель: Дети оказались лицом к лицу со страшной силой фашизма. Как дети стали помогать взрослым в победе с врагом?
Дети : они трудились на полях и на заводах, как взрослые, уходили в партизаны и воевали с фашистами. Совершали настоящие подвиги и получали награды.
Воспитатель: о каком мальчике герое вы сегодня узнали?
Дети : о Лёне Голиковом.
Воспитатель: какие подвиги совершил этот мальчик?
Дети : Лёня Голиков убил много фашистов, разгромил склады и боевые машины, подрывал мосты, добыл очень важные документы для своего штаба.
Воспитатель: скажите, ребята, Лёня делал это всё ради наград?
Дети : нет, он защищал свою Родину от фашистов, хотел освободить наши земли от врагов.
Воспитатель: ребята, у детей войны не было детства. А что детей всегда радует?
Дети : сладости, игры, игрушки.
Воспитатель: и сегодня я вам предлагаю нарисовать игрушку для детей войны. Подумайте, какая она будет. Для девочки или мальчика? Из какого материала и цвета, а может вы захотите подарить им свою.
Детям раздаётся бумага для рисования и цветные карандаши ( в фоновом звучание включить детские песни о мире: «Мы хотим, чтоб не было войны», «Пусть всегда будет солнце», Дарья Пономарёва «Дети против войны», «Дети против войны», группа «Дети Земли» «МЫ ЗА ЛЮБОВЬ мы против войны»
Итог: выставка детских работ.
Используемые источники:https://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/lenya-golikov.php; https://infourok.ru/fizkultminutki-palchikovie-igri-i-stihi-maya-3700932.html.