Тамара Степаненко
Конспект занятия для детей 5–7 лет по гражданско-правовому воспитанию «Путешествие по сказкакм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: объяснить детям значение понятия «право», его соотношение со словами «правила», «правильный».
Задачи:
• Закреплять знания детей о правах человека – правах ребенка: (право на жизнь и свободу, право на дружбу, право на дом, право на образование).
• Учить высказывать свою точку зрения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод.
Материал: разрезная картинка с сюжетом "Заюшкина избушка"; карточки: гнездо, конура, озеро, дом, дупло, птица, собака, рыба, человек, белка; фланелеграф, настольный театр: "Кот, петух и лиса"; на ватмане точками изображение лебедя, маркеры, портфель, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла; 4 карточки на которых напечатан текст статей "Декларации прав человека".
Ход занятия.
Воспитатель :
Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека" (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом, то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы их соблюдать, нужно сначала познакомиться со статьями "Декларации". Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. И в этом нам помогут сказки.
1 задание.
Воспитатель :
Мы окажемся в одной из сказок, если соберем из частей картинку в одно целое. (Дети выкладывают на мольберте картинку.) Какая сказка изображена?
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель : Кто попал в беду?
Дети: в беду попал Заюшка.
Воспитатель : Что с ним случилось?
Дети: Лиса выгнала Заюшку из его избушки.
Воспитатель : Что нарушила лиса?
Дети: Право.
Воспитатель :
А вот какое право нарушила лиса, мы узнаем, прочитав статью "Декларации". Воспитатель показывает карточку, на которой написано: "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища".
Воспитатель : Какое право нарушила лиса?
Дети: Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель : Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам. Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек, конура - собака, озеро - рыба.
2 задание.
Дети подходят к настольному театру "Кот, лиса и петух". Звучит голос петуха:
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За широкие горы.
Кот - коток, спаси меня.
Воспитатель : Кто зовет на помощь?
Дети: Петух.
Воспитатель : Из какой он сказки?
Дети: Из сказки "Кот, лиса и петух".
Воспитатель : Что лиса натворила на этот раз?
Дети: Она украла петуха.
Воспитатель : Что она хотела с ним сделать?
Дети: лиса хотела съесть петуха.
Воспитатель : И снова лиса нарушила право. Какое право лиса нарушила, мы узнаем, прочитав следующую статью "Декларации". Воспитатель показывает карточку и читает: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу".
Дети: Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.
Воспитатель : Ребята, вспомните, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности?
Дети: В сказках : "Гуси - лебеди", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь".
3 задание.
Воспитатель :
Ребята, к нам пришло письмо. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?" Как вы думаете, кто написал это письмо?
Дети: Это письмо написал Гадкий утенок.
Воспитатель : Почему жители птичьего двора его обижают?
Дети: Потому, что он не похож на других.
Воспитатель : А кто пользовался особым авторитетом на птичьем дворе?
Дети: Особым авторитетом пользовалась большая утка. У нее на лапке была красная ленточка.
Воспитатель : Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку?
Дети: Нет, они нарушили право.
Воспитатель : Сейчас прочтем еще статью "Декларации". В ней написано: "Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по - братски».
А сейчас соедините точки на листе, и у вас получится изображение. Дети соединяют точки маркером.
Воспитатель : Что у вас получилось?
Дети: Лебедь.
Воспитатель : Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе. Мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый ( дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый.
Ребенок читает стихотворение.
Много нас на белом свете,
Есть и взрослые и дети,
Но в правах мы все равны,
И дружить всегда должны.
4 задание.
Звучит музыка, входит грустный Буратино.
Воспитатель : Что случилось, Буратино? Почему ты грустный?
Буратино: Я хочу учиться в школе, но не знаю, что нужно взять в школу.
Воспитатель : Наши дети тоже идут в школу. Они тебе помогут.
Два ребенка собирают портфель для Буратино и объясняют, что они кладут: букварь, пенал, тетрадь, ручку, линейку.
Воспитатель : Ребята, об этом в "Декларации" тоже есть статья. Вот как она звучит: "Каждый человек имеет право на образование».
Когда детям исполняется 7 лет, они все идут в школу, получают образование.
Буратино: Спасибо вам, ребята, вы такие дружные.
Воспитатель : У нас есть песня о дружбе. Ребята, давайте ее споем.
Песня.
1. Ты да я, да мы с тобой - 2 раза
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
2. Ты да я, да мы с тобой - 2 раза
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.
Буратино:
Ребята, мне очень понравилась ваша песня. Но мне пора возвращаться в сказку. Прежде чем уйти я хочу вам сказать, что все на земле имеют одинаковые права, независимо от того:
• ребёнок или (взрослый)
• мальчик или (девочка)
• бедный или (богатый)
• говорит на русском языке или (английском)
• живут на севере или … на (юге)
До свидания, друзья!
Дети: До свидания, Буратино. Мы желаем тебе учиться на 5.
Воспитатель :
На этом наше занятие закончено. Сегодня мы разобрали 4 статьи "Декларации прав человека". В них говорилось о неприкосновенности жилища, о неприкосновенности жизни и свободы, о том, что все люди должны относиться друг к другу по-братски, а также, все имеют право на образование. Мы будем продолжать знакомиться со статьями "Декларации прав человека".