Альбина Ибраева
Конспект ННОД по правовому воспитанию для детей 5–6 лет «По-разному зовутся дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении».
Задачи:
Обучающие:
Дать детям представление о важности права на имя.
Довести до сознания детей идею значимости, уникальности каждого имени.
Публикация «Конспект ННОД по правовому воспитанию для детей 5–6 лет „По-разному зовутся дети“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме и не оскорблять имя другого человека.
Сформировать представление о том, кого называют тёзкой, расширить знания о понятии «отчество».
Совершенствовать умения изображать предмет, передавая их форму, величину, пропорции, цвет, композицию.
Развивающие:
Развивать любознательность у детей.
Развивать образное эстетическое восприятие.
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предмета.
Воспитательные :
Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.
Словарная работа: «Конвенция», право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник, глобус.
Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: Конституция, Конвенция о правах ребенка. Документ - свидетельство о рождении, мольберт, иллюстрация «Права ребенка. Изображения сказочных героев. Бумага, пластилин, крупа для творческой работы.
Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Выучить с ребенком стихотворение. Дидактическая игра «Назови ласково».
Ход занятия:
Вхождение в ННОД.
Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)
Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)
Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны)
Я могу быть ловким и смелым (бег на месте)
Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)
Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)
Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)
Мы – дети!
Воспитатель. Ребята, 1 июня отмечается замечательный праздник – Международный День защиты детей. Он отмечается более чем в 30 странах мира. Это праздник детей, день их защиты, день, побуждающий взрослых думать о детях. Ребята, как вы думаете, от кого нужно защищать детей? (от взрослых, которые нарушают права детей). А вы знаете, какие у вас есть права? Обратить внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей (по этим картинкам желательно провести предварительную работу). Дети называют основные права детей : право на имя, право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.
Воспитатель читает стихотворение:
Знают взрослые и дети,
Да и вам узнать пора,
Что у всех на белом свете
Есть законные права.
И не важно, где живёшь ты,
Кто богаче, кто бедней,
И какого цвета кожа -
Право ты имеешь то же,
Что и каждый из людей.
Ребенок читает стихотворение
Каждый ребёнок право имеет
Лечиться в больнице, если болеет,
Право на питание, на образование,
Право на внимание, на место проживания,
Право имеет на имя красивое,
На радость, на счастье, на детство счастливое.
Воспитатель : Все правила для взрослых записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. Это – основной закон нашей страны. В этой книге записаны права и обязанности граждан: права на труд, отдых, образование, охрану здоровья; запрещение детского труда и др. Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка.
Обращаю внимание на плакат с изображением земного шара.
- Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все люди похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди все разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)
- У каждого человека есть еще что-то такое, чего нельзя увидеть, но это также отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чём она.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
Беседа «Что означает твое имя?»
- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.
- Почему им дали это имя?
- Нравится ли тебе твое имя?
- Как называют тебя в семье?
- Что означает твое имя?
- В честь кого тебе дали имя?
- Что ты знаешь о своей фамилии?
- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.
Воспитатель : Имя-Это особенное слово - собственное название каждого человека. И сегодня на занятии мы с вами поговорим о праве на имя. Я хочу показать вам документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку и называется - свидетельство о рождении, в котором записаны фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей. Имя есть у каждого ребенка. Иногда ребенка называют так, как дедушку или бабушку. А иногда очень долго выбирают среди разных имен.
Интерес к имени во все времена не случаен: «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Дети, а у вас есть имя?
Игра «Представься». Дети стоят по кругу, Пока играет бубен, ребенок кружится, затем представляется.
- Может ли человек жить без имени? (Нет.)
- Почему? (Ответы детей.)
- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то - это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
- Ребята, а есть ли в нашей группе дети с одинаковыми именами? Да, правильно, два человека с одинаковыми именами (воспитатель называет и показывает детей с одинаковыми именами). Дети, а вы знаете, как называют людей с одинаковыми именами? Их называют тёзка. Тезки – это люди, которые имеют одинаковые имена, но совершенно не похожи друг на друга.
Воспитатель. А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Детей, пока они маленькие, называют только по имени, а когда они повзрослеют, их начинают называть по отчеству. Вы знаете, что такое отчество? Это имя папы. Отчества у людей образуются от имени отца. Традиция давать отчество по имени отца появилась в далекие времена, потому что отец был кормильцем и главой семьи. Например, если у Данила папу зовут Андрей, то он будет Данилом Андреевичем. Сережа, а какое у тебя отчество? Как зовут по имени и отчеству твоих родителей?
Игра «Узнай меня»(физминктка)
Дети становятся в круг, а Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором:
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?
Выходи хоть на час и узнай одного из нас!
Ребята останавливаются, Водяной встаёт, подходит к игроку, ощупывает его и называет имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чьё имя отгадано становится- Водяным.
Чтение сказки «Имя»
Жил на свете мальчик, а как звали его, он не знал. Пошёл он погулять на лужок и увидел бычка. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я бычок, а ты кто?» - «А я мальчик». – «А как тебя звать?» - спросил бычок. – «Как это звать?» Бычок пояснил: «Как тебя зовёт мама, когда нужно попить молоко?» - «Сыночек, солнышко, заинька, кисонька», - сказал мальчик. – «Сколько же у тебя имён! А у меня – одно!».
В это время мама бычка, корова, позвала его попить молоко. «Степашка, - звала мама-корова, - иди пить молоко». Бычок ускакал, а мальчик остался на лугу. Гулял он, гулял и вдруг увидел козочку. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я козочка», - сказала козочка, а ты кто?» «А я мальчик. – «А как тебя звать?» - спросила козочка. – «Я не знаю». Вдруг туча накрыла солнце и стало темно. «Беляночка, - послышался голос. – Пора домой!» Это мама-коза звала свою дочку-козочку от дождя укрыться в домике.
Остался мальчик один. Грустно ему стало. Вдруг слышит: «Игорёк, сыночек, солнышко моё, пора домой, скоро дождик начнётся». Это мама мальчика искала его на лужайке. Понял тут мальчик, как его зовут и побежал к маме. А вы догадались, как звали мальчика?
- Как вас зовёт мама?
- Как вас называют друзья?
- Почему столько имён было у мальчика?
- Есть ли у вас такие ласковые имена?
Дидактическая игра «Назови ласково».
Загадывание литературной загадки К. Чуковского:
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке - копеечку,
Манечке - копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Ответы детей.
(Правильный ответ - бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка) .
Воспитатель. Можно ли искажать имя? Или давать обидные прозвища? (нет) Как вы думаете, почему?
Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.
- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
- Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того, чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.
-Обратить внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте: Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети : Айболит – лечит тех, кто болеет.
Снегурочка – девочка из снега.
Незнайка – мальчик, который ничего не знает.
Дюймовочка - девочка размером с дюйм.
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
Золушка – от слова зола.
- Каждое имя имеет свое значение. И к выбору имени нужно относиться серьезно и ответственно. А вы знаете, что обозначают ваши имена (Давайте подготовим к следующей нашей беседе материал о значении имени)
Воспитатель : На ваших столах лежат листы бумаги и разнообразный материал для написания первой буквы вашего имени.
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Итог.
- Наше занятие заканчивается. Скажите, о чем вы сегодня узнали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права?
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не нарушать право других детей на имя?
Много разных законов, ребята, защищают вашу жизнь и дают вам право на счастливое и радостное детство. И надо помнить о правах каждого ребёнка и, конечно, их не нарушать.
Всем спасибо.
Работа с родителями -задачи для следующего занятия:
- Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.
-Давайте подготовим к следующей нашей беседе материал о значении имени
-Воспитатель раздаёт каждому анкету, чтобы родители заполнили вместе с ребё нком:
Моё имя. Почему меня так назвали? В честь кого?
Кто назывался в семье таким именем?
Кто носил это имя из великих людей?
Что значит моё имя?
Литература:
Т. А. Шорыгина. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.