Татьяна Зверева
Конспект занятия для детей 4–5 лет на тему «Как дикие звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности экологической направленности, которая понравилась детям. За счет использования продуманной наглядности, поисковых и проблемных вопросов оказалось достаточно динамичным и эффективным по качеству. Кроме всего прочего от меня потребовался артистизм для озвучивания зверей. В занятии использовались подвижные игры, близкие тематике занятия, что способствовало предупреждению утомляемости детей. Игры можно испоьзовать и вне занятий, как подвижные. Детям они очень нравятся. Итог выстроен так, чтобы отследить качество усвоения матерала детьми.
Публикация «Конспект занятия для детей 4–5 лет на тему „Как дикие звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Программное содержание:
Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме.
Формировать понятие о взаимосвязях, существующих между изменениями, происходящими в неживой природе с изменениями в жизни живой природы.
Показать детям приспособленность животных к сезонным изменениям в природе.
Закрепить понятие «дикие животные», активизировать в речи детей слова : зимняя спячка, запасы корма, приспособился.
Развивать познавательный интерес.
Оборудование: игрушки диких животных (медведь, заяц, лиса, белка, еж); картинки с изображением животных в разных ситуациях (в соответствии с конспектом); обручи (3 шт.); игрушка Буратино
Словарь: зимняя спячка, запасы корма, приспособился
Ход занятия :
Педагог: Сегодня у нас в гостях Буратино, он хочет посмотреть и послушать, чем мы здесь занимаемся.
Педагог: И сегодня к нам пришли гости. Они сейчас будут перед вами появляться, а вы их все вместе называйте.
Дети: Медведь, лиса, заяц, белка, ежик.
Педагог:
- Откуда они к нам пришли?
- Кто в лесу им строит дом?
- Кто их там кормит?
- Как вы думаете, боятся ли они людей?
Педагог: Правильно, они сами себе строят жилище, добывают еду, живут в лесу и боятся нас людей. Как их мы называем?
Дети: Дикие животные!
Педагог: Сегодня дикие животные пришли к нам в гости, чтобы рассказать, как они готовятся к зиме. А как мы, люди, приготовились к зиме?
Дети: Сделали заготовки продуктов на зиму, приготовили теплые вещи и т. д.
Педагог: Оказывается, изменения в природе влекут за собой изменения в жизни людей и животных.
Педагог: Вот и звери пришли, чтобы показать свои фотографии, на которых показано, как они готовятся к зиме, потому что она заставила и их изменить свою жизнь. Чьи фотографии будем смотреть первыми?
Дети: Медведя! (или любого другого животного по их желанию)
Педагог: (выставляет игрушку медведя) Медведь очень рад, что его фотографии вы увидите первыми.
Педагог: (говорит за медведя) Летом я ел малину (выставляет картинку с изображением этой ситуации, ловил рыбу (выставляет картинку, много жира накопил, вот какой упитанный стал.
- Теперь малина в лесу есть? (высказывания детей)
- Рыбу я смогу зимой ловить? (высказывания детей)
- Что мы делаем, медведи, осенью? (высказывания детей)
Правильно, вот посмотрите (выставляет картинку с изображением того, как медведь укладывается в берлогу) наношу я еловых веток и листьев в берлогу, постелю. Чтобы было мягко и тепло и ложусь спать. Вот так я приспособился к зиме.
Педагог: Как вы ребята, думаете, как долго будет спать медведь? (высказывания детей) говорят, что медведь впадает в спячку. Вот спасибо тебе, медведь, за твои интересные фотографии. Итак, ребята, медведь сейчас готовит себе…
Дети: Берлогу!
Педагог: И впадает…
Дети: В спячку!
Педагог: Давайте посмотрим фотографии зайки, а то я вижу, что очень торопится показать, как он готовится к зиме.
Педагог: (за зайца) Я вам скажу и покажу, как я готовлюсь к зиме, но только это большая тайна для лисы. Я тихо расскажу вам, а вы лисе не говорите.
- В шубке какого цвета я ходил летом?
Дети: Серого!
Заяц: (выставляет картинку с изображением зайцев в серой шубке в летнее время) Удобно было прятаться от лисы в этой шубке летом. Она часто принимала меня за … кого вы думаете?
Дети: За комочек земли, за сухую травку
Заяц: Сейчас у меня другая забота. Нужно переодеваться к зиме. Вот я думаю, в шубку какого цвета мне было бы зимой хорошо прятаться от лисы? Только тихо подскажите, чтобы лиса не услышала.
Дети: В шубке белого цвета лиса тебя не заметит. Она подумает, что это комочек снега.
Заяц: Спасибо, ребята, я так и делаю всегда, я приспособился так к зиме, а вот мой друг (показывает картинку с изображением зайца в серой шубке) просил спросить вас, что если он не будет переодеваться в белую шубку. Как вы думаете это не опасно?
Дети: В серой шубке его быстро заметит лиса и еще ему будет очень холодно в ней.
Заяц: Спасибо, я так ему и скажу. До свидания!
Педагог: Чудеса! Медведь в спячку укладывается, заяц шубку меняет. Вот так они приспособились к изменениям в природе. Давайте мы поиграем в игру «Лиса и зайцы», а потом продолжим смотреть фотографии других животных.
Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы и педагог – лиса находятся в противоположных концах комнаты. Зайцы «скачут» на поляну погрызть кору деревьев и веточки, имитируют эти действия, «греют» лапки, пока не звучит сигнал: «Лиса!». После этого зайцы приседают на корточки, группируются, замирают и превращаются в «снежные комочки». «Лиса» появляется, ходит среди детей – «зайцев», ищет зайцев, приговаривая: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!» Если водящий замечает, что кто-то из «зайцев» шевелится, он выводит его с игры.
Общение: Перед игрой педагог просит детей – зайцев рассказать, что они едят зимой, какого цвета у них шубка, почему они ее меняют на зиму, кого они боятся в лесу.
Дети возвращаются за стол и продолжают рассматривать «фотографии» ежа, белки и лисы.
Педагог: (за ежа) Летом я среди травы находил себе насекомых, змеек, лягушек, (выставляет картинку с изображением похожей ситуации, теперь я их не нахожу.
- Куда они делись? (высказывание детей)
- Что мне теперь делать? (высказывания детей)
Вот я тоже так решил, раз нет еды зимой, я тоже буду спать всю зиму, как медведь. Нашел я норку, настелил себе туда листьев, чтобы было тепло, и лег спать на всю зиму.
Педагог: Ежик с медведем впали в спячку, заяц поменял цвет шубки, а как же приготовилась, приспособилась к зиме белка?
Педагог: (за белку) Летом я ходила в своей летней шубке (выставляет картинку с изображением белки в рыжей шубке). Но зимой в ней ходить нельзя.
- Почему, как вы думаете? (высказывания детей)
- Поэтому к зиме я собираюсь надеть на зиму шубку другого цвета. Она и теплая, и помогает мне зимой прятаться среди стволов и веток деревьев от моего злейшего врага – куницы (выставляет изображение белки в серой шубке).
- А еще я очень люблю зимой есть грибы и кедровые орехи.
- Можно ли найти зимой грибы? (высказывания детей)
Посмотрите, как я запасаю их на зиму (выставляет изображение того, как белка сушит грибы на ветках деревьев). Я их сушу на ветках деревьев. Я сделала на зиму большой запас орехов и грибов. Теперь мне никакая зима не страшна. И шубка у меня незаметная серая и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме. Интересно, как лиса приспособилась к зиме?
Педагог: (за лису, убирая картинки про белку) Я тоже приготовилась к зиме. Правда я не впадаю в спячку, как медведь и ежик, не делаю запасов, как белка и не меняю цвета шубки. Посмотрите, какая шубка была у меня летом (картинка с изображением лисы в летнее время). Как вы думаете, смогла бы я в ней ходить зимой? (высказывания детей). Вот поэтому к зиме у меня отрастает красивая теплая шуба, посмотрите (выставляет картинку с изображением лисы в зимних условиях.) Никакой мороз мне в этой шубке не страшен. Вот так я приспособилась к изменениям в природе.
Педагог: Вот мы посмотрели «фотографии» о том, как приспособились к зиме дикие звери. Белочка предлагает, чтобы мы поиграли с вами в игру «Белки и куница»
Игра «Белки и куница»
Игровые действия: Дети – белки стоят в обручах – «дуплах» (по 2-3 ребенка в обруче). Белки делают запасы, имитируя сбор орехов, которые прячут в укромные места и как нанизывают грибы на веточки деревьев. По сигналу: «Куница!», белки прячутся в дупла – обручи. «Куница» старается их запятнать вне обруча. Запятнанный ребенок выходит из игры. По сигналу «Стоп игра!» игра прекращается. Куница подсчитывает свою «добычу».
Общение: Перед игрой педагог просит «белок» рассказать, как называется их домик, что они любят, есть, чем служит им их замечательный хвостик и т. д.
Пока дети играют, педагог убирает игрушки зверей.
Педагог: (за Буратино) Интересно было слушать зверей. Вы их как-то назвали, а я забыл. Какие они?
Дети: Дикие животные!
Педагог: (за Буратино) Я внимательно слушал и все хорошо запомнил. Можете меня проверить. Я запомнил: заяц запасает себе грибы и орехи на зиму.
Дети: Неправильно! Заяц…
Буратино: Но вот про медведя я запомнил точно. К зиме у него отрастает теплая шуба и никакая зима ему не страшна!
Дети: Нет, медведь…
Буратино: Зато я точно знаю, что белка спит в своем дупле до самой весны!
Дети: Нет, белка…
Буратино: Что же это такое? Я ничего не запомнил! Совсем не помню, как лиса приспособилась к зиме!
Дети: Лиса к зиме…
Буратино: Еж спит всю зиму. Только не пойму, почему надо спать ему так долго?
Дети: Потому что еды нет у него зимой.
Буратино: Я совсем растерялся. Напомните мне, как заяц приготовился к зиме.
Дети: Заяц…
Буратино: теперь я понял: все звери приспособились к зиме. Спасибо вам, ребята, вы такие молодцы! Все запомнили. Я тоже буду стараться все внимательно слушать и запоминать.
Педагог: Ну, вот и закончилась наша встреча с дикими животными. Мы услышали интересные рассказы животных об их подготовке к зиме. Мы с Буратино дадим вам раскраску, на которой изображены дикие животные в зимнее время. Вы, зная теперь, как зима заставила животных приспособиться, правильно раскрасите их и покажете нам на следующем занятии. До свидания!