Жукова Светлана
Конспект занятия «Дикие животные зимой» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана «Детский сад №142 «Веснушки»
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
Тема
Выполнила: Жукова С. Ю.,
воспитатель первой квалификационной категории.
Курган 2023
Форма организации детей: подгрупповая
Публикация «Конспект занятия „Дикие животные зимой“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Форма проведения: квест-игра
Цель: обогащение представлений детей об особенностях жизни диких животных на основе познавательно-речевой деятельности с активным использованием игрового материала.
Задачи:
Образовательная:
-совершенствовать представления детей о диких животных, расширяя ранее полученные знания, обогащая словарный запас новыми понятиями
Развивающая:
-способствовать развитию интереса воспитанников к особенностям жизни, обитания диких животных, обращаясь к художественным образам, активизируя мыслительные и речевые возможности детей
Воспитательная:
-продолжать воспитывать чувство сопереживания и бережного отношения к родной природе, применяя методы познавательного и речевого мотивирования
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: чтение произведений о животных В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, И. С. Соколова-Микитова, М. М. Пришвина, Д. П. Зуева
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение - «Зима» П. И. Чайковский, аудиозаписи: «Голос старичка-Лесовичка», «Голос лося», фото животных и их следов (заяц, белка, лось, лиса, медведь); снежок для д/и «Кто какой?», корзинка, шишки, муляжи грибов, фотоаппарат.
Ход занятия
I. Введение.
Дети заходят под музыку - «Зима» П. И. Чайковский
Воспитатель: Добрый день, ребята!
Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года мы зовем …
Дети: Зима
В: Сейчас по календарю у нас прекрасное и холодное время года – зима.
Какие признаки зимы вы знаете?
Д: Зимой идет снег, вода в реках и озерах застывает, день короткий, ночь длинная, можно наблюдать такие явления в природе: снегопад, гололед, метель, вьюга, поземка, изморозь, иней…
В: Зимой очень холодно. Вся природа словно замерзла, заснула. Застыл и зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка Зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, то на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, чьи они. Кому из вас хотелось бы научиться разбираться в следах животных?
Д: поднимают руку
В: Предлагаю отправиться на экскурсию в лес. А увидев следы, понаблюдать, узнать, чьи они. Поговорить о том, как зимуют дикие животные, и узнать новые интересные сведения о них.
Что надо взять с собой на экскурсию, чтобы запечатлеть на память интересные моменты?
Д: Фотоаппарат.
В: Фотографом назначается…
Помещать фото в альбом будет…
Помогать передвигаться нам по лесу будут такие слова: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».
(Д. произносят слова и идут за воспитателем под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)
II. Основная часть.
В: Вот мы и в лесу, а вот и первые следы. На что они похожи?
Д. рассматривают следы и отвечают
( Звучит аудиозапись - голос старичка Лесовичка:
«Кто это нарушил зимний покой моего леса? Вот теперь и останетесь навсегда в моем лесу, если не пройдете и не выдержите все испытания, которые я вам приготовлю»)
В: По-моему, это голос старичка-Лесовичка. Посмотрите, ребята, здесь на пеньке какой-то конверт. Сейчас посмотрим что в нем.
(Воспитатель достаёт «письмо старичка Лесовичка» и читает)
В: «Здравствуйте, ребята! Вам нужно выдержать 5 испытаний. Если справитесь с заданием, получите букву. В конце всех испытаний из этих букв нужно собрать ключевое слово. И только потом вы сможете покинуть мой лес»)
В: А вот и первое задание.
(Воспитатель садится на пенек. Дети садятся на ковер полукругом)
Задание 1.
В: Отгадать загадку:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Д: Заяц
В: Это следы зайца. Рассказать, как зимует заяц?
Д рассказывают… Зайцы к зиме меняют цвет шубки. Летом они серого цвета, а к зиме становятся белого, чтобы быть не заметным среди снега для врагов. Ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него длинные и очень сильные. Ими он отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. У зайца нет своего жилья. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору молодых деревьев: осинок, берез, ив.
В: Ответить на вопросы.
Д отвечают на вопросы. Воспитатель помогает.
В: Зачем зайцу длинные уши?
Длинные уши помогают зайцу спасаться от перегрева. Уши выводят тепло из организма. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала вода, и они не простудились.
В: Объяснить происхождение прозвища зайца в сказках – «Косой».
Заяц «косой», потому что глаза у зайца посажены широко по сторонам головы. Эта способность позволяет зверьку лучше видеть всё, что происходит вокруг. Когда заяц смотрит по сторонам, он как будто косит – отсюда и его прозвище в русских народных сказках.
В: Теперь мы можем взять букву. Что это за буква?
Д: Буква З
В: На память фотографируемся и отправляемся дальше.
Д фото зайца и его следов кладут в альбом
В: Произносим слова: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».
(Дети с воспитателем передвигаются по следам под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)
В: А вот и другие следы. Чьи же они? Посмотрим… На что они похожи?
Д отвечают
В: А вот и конверт с заданием 2
(Воспитатель берет конверт, достает задание и читает).
Задание 2.
( Картинки с изображением: сороки, дятла, белки, совы)
В: Определить кто лишний и почему?
Д: Белка, т. к. она зверь, остальные - птицы
В: Рассказать о том, как зимует белка.
Д рассказывают… Белка к зиме тоже меняет цвет своей шубки. Летом она рыжая, а к зиме становится серой. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка мене заметна для врагов, например, куница, росомаха. Кроме того, шубка становится ещё и более теплой. Цепкие лапки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением, а ещё как парашют помогает не разбиться при падении. В сильные морозы белка спит в своем жилище – дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле тепло и мягко. Белочка большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только дупло, но и припасы, которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орехи, желуди, сушит грибы на веточках, а потом все это хранит в специальных кладовых – в пустых дуплах, под мхом у старых пеньков… А ещё собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
В: У белочки очень хороший слух, а вот память плохая. Она забывает, где оставила свои запасы. Зато другие животные с удовольствием лакомятся припасами белочки. Давайте поможем забывчивой белочке: соберем припасы, которые она заготовила на зиму.
Д. собирают в корзинку разбросанные грибы и шишки
В: Вот теперь можем взять букву. Что это за буква?
Д: Буква Е
В: На память фотографируемся.
Д фото белочки и её следов кладут в альбом
В: Произносим слова и отправляемся дальше: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».
(Дети с воспитателем передвигаются по следам под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)
( Звучит аудиозапись: голос лося)
В: Послушайте, чей же это голос? А вот и другие следы. Чьи же они? Посмотрим… На что они похожи?
Д отвечают
В: А вот и конверт с заданием 3
Задание 3.
(Воспитатель достает картинки с изображением лося и сохи и садится вместе с детьми на банкетки.)
В: Рассказать, как зимует лось?
Д. рассказывают… Лось – самый крупный зверь в нашем лесу. Осенью лоси накапливают жир, чтобы в период голодания, их организм не иссяк. К зиме шерсть становится гуще. Постоянного жилища лоси не готовят. Ночью спят на снегу. Зимой питаются ветками и корой деревьев: осины, рябины, ивы. Трудно приходится им зимой, когда снег в лесу глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами нелегко. Лось сбрасывает рога перед зимой и обзаводится новыми весной. Рога лося служат для обороны от хищников – волков. От врага лось отбивается копытами, лягается и стремительно убегает, почуяв опасность.
В: Объяснить, причём здесь картинка орудие труда человека – соха?
Д: Рога лося похожи на соху.
В: Вот за это кличут лося в сказках «Сохатый».
А ещё старичок-Лесовичок приготовил для вас игру: «Четвертый лишний» (без опоры на наглядность). Нужно ответить, кто лишний и почему?
Волк, лиса, заяц, медведь
Д: Медведь зимой спит
В: Кошка, медведь, заяц, белка
Д: Кошка – домашнее животное, остальные - дикие
В: Белка, сова, лиса, волк
Д: Сова – птица, остальные - звери
В: Волчонок, заяц, медведь, белка
Д: Волчонок – детеныш, остальные - взрослые животные
В: Вот теперь можем взять букву. Что это за буква?
Д: Буква Р
В: На память фотографируемся.
Д фото лося и его следов кладут в альбом
В: Произносим слова и отправляемся дальше: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».
(Дети с воспитателем передвигаются по следам под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)
В: А вот и другие следы. Чьи же они? Посмотрим… На что они похожи?
Д отвечают
В: А вот и конверт с заданием 4
(Воспитатель берет конверт, достает задание и читает).
Задание 4.
( Картинки с изображением: лимон, игла, сыр, апельсин.)
В: Угадать по первым звукам, чьи следы?
Д: Следы лисы
В: Рассказать о том, как зимует.
Д. рассказывают… У лисы к зиме шерсть на шубке становится длиннее и плотнее. Густая шубка спасает её от морозов. Хвост лисы служит ей рулем, помогает менять направление при передвижении. А ещё как одеяло, лиса сворачиваясь клубочком, укрывает им свой нос от мороза. Лисы роют себе норы, или занимают существующие. Лиса прекрасная охотница, она и зимой находит добычу : зайцы, мыши-полевки.
В: Что означает слово «мышкование»?
В:. Чтобы добыть мышь или полевку, лиса пользуется своим острым слухом. Услышав шелест грызуна, лиса подкрадывается как можно ближе и затем во внезапном прыжке старается схватить жертву. Такой способ охоты, со стороны похожий на забавную игру, называется мышкованием.
В: Почему лису называют плутовкой?
В: Уходя от своих врагов, лисица запутывает следы. Поэтому лису называют плутовкой.
В: Почему у лисы в сказках прозвище Патрикеевна?
В: Часто лисицу называют Патрикеевной. Это имя дали ей в честь одного новгородского князя Патрикея Наримунтовича, который был очень хитер и изворотлив. Не зря лисиц называют очень умными и хитрыми животными.
В: Старичок-Лесовичок приготовил для вас ещё одну игру: «Кто какой?»
(Воспитатель бросает мяч, дети отвечают)
1. Волк какой? ( Д: Волк зубастый)
2. Заяц какой? ( Д: Заяц косой)
3. Медведь какой? ( Д: Медведь косолапый)
4. Лиса какая? ( Д: Лиса хитрая)
5. Белка какая? ( Д: Белка рыжая)
6. Ёж какой? ( Д: Ёж колючий)
7. Лось какой? ( Д: Лось сохатый)
8. Белка какая? ( Д: Белка забывчивая)
В: Вот теперь можем взять букву. Что это за буква?
Д: Буква И
В: На память фотографируемся.
Д. фото лисы и её следов кладут в альбом
В: А теперь давайте устроим привал.
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы силы нам вернуть,
Нужно сесть и отдохнуть.
(Воспитатель и дети садятся на стульчики вокруг стола)
В: Посмотрите, что это за сугроб?
Д. Это берлога медведя
В: А вот и конверт с 5 заданием.
Задание 5.
(Воспитатель берет конверт, достает задание и читает).
В: Рассказать о том, как зимует медведь.
Д: Медведи за лето и осень накапливают жир и зимой спят в берлоге. Берлогу медведь устраивает в чаще леса в буреломе, под корнями упавшего дерева. Её он тоже устилает опавшими листьями, мхом, сухой травой. Как только полетит первый снежок, медведь забирается в неё, ложится головой к лазу, прикрывает морду лапой и засыпает до весны, живет за счет накопленного жира. Говорят, что зимой медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает во сне подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
В: Кто из вас знает, почему медведя назвали медведем?
Д: Медведи умеют находить и добывать мед диких пчел, поэтому и назвали их «мед» «ведает» - медведь.
В: Объяснить, почему у медведя в сказках прозвище «Косолапый»?
Д: Прозвали так за особенность походки. При ходьбе он одновременно наступает на две лапы с одной стороны туловища и движется как бы вперевалку.
В: Каких медведей называют «шатунами»?
В: Не все медведи впадают в зимнюю спячку. Некоторые из них становятся шатунами - это медведи, которые не набрали достаточное количество жира, чтобы впасть в спокойный долгий сон, поэтому они шатаются по лесу, в поисках добычи, представляя огромную опасность для людей.
В: Иногда поведение людей сравнивают с повадками медведей. Попробуйте объяснить некоторые из них. Слышали такое выражение: «как медведь лапу сосать»? Что оно означает?
«Сосать лапу» - испытывать чувство голода
«Медведь на ухо наступил» - у человека отсутствует музыкальный слух
«Медвежий угол» – отдаленное, малонаселенное, глухое место
«Медвежья услуга» – неумелая услуга, причиняющая неприятности
«Делить шкуру неубитого медведя» – это о том, когда дело ещё не сделано, а результаты, которых нет, начинают делить
«Медвежьи объятия» – тяжелые, неловкие
В: Вот и с последним заданием справились. Можем взять букву. Что это за буква?
Д: Буква В
В: На память фотографируемся.
Д. фото медведя кладут в альбом
В: Пришла пора собрать ключевое слово из букв. Подсказка, о ком мы сегодня говорили на экскурсии?
Д: О диких животных
В: К какой группе животных они относятся?
Д: Звери
В: Почему?
Д: Тело покрыто шерстью
(Дети на столе собирают из букв слово «ЗВЕРИ»)
Звучит аудиозапись - голос старичка Лесовичка:
«Молодцы, ребята! Справились со всеми испытаниями. Можете возвращаться домой»
В: Произносим слова: «Раз, два, три, четыре, пять – в детский сад возвращаемся назад».
(Дети с воспитателем возвращаются на первоначальное место под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)
III. Итог НОД
В: Вот мы и на месте. Итак, где мы побывали?
Д: В зимнем лесу
В: Что мы там увидели на снегу?
Д: Следы зверей
В: Кто из вас научился разбираться в следах, оставленных дикими животными?
Д. поднимают руку
В: Что нового интересного для себя вы узнали о них?
Д. рассказывают что нового для себя узнали
В: Как вы думаете, трудно приходится зимой в лесу диким животным?
Д: Трудно
В: А вам легко было справляться с заданиями Лесовичка?
Д: Не всегда легко
В: На все вопросы могли ответить сами?
Д: Нет
В: Старичок-Лесовичок хотел, чтобы вы узнали, что диким животным зимой тоже бывает нелегко. Им нужна помощь. Есть такая профессия у людей – ЛЕСНИК.
Он природу охраняет,
браконьеров прогоняет,
а зимою у кормушек
в гости ждёт лесных зверюшек.
Лесники раскладывают в лесу сено, соль – лосям; шишки и желуди для белок и кабанов; развешивают кормушки для птиц. Какую помощь зимой вы можете оказать животным?
Д: Сделать кормушки для птиц
В: Сделайте вместе с родителями кормушки для птиц, развесьте их и подкармливайте птиц.
IV. Рефлексия
В: Кому понравилась экскурсия по зимнему лесу?
Д. поднимают руку
В: Мне тоже понравилось, как вы рассказывали о животных, дружно играли и передвигались, но, к сожалению, не на все вопросы вы сами могли ответить, почему, как думаете?
Д: Не хватало знаний.
В: Задание – узнать новую информацию об одном из животных леса, принести его картинку и рассказать о нем. Будем собирать информацию и пополнять наш фотоальбом. А на память об этой экскурсии у нас с вами останется альбом с фото животных и их следов. Будем его рассматривать, пополнять и вспоминать о том, что узнали на экскурсии.
Занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.