Приложение МААМ

Конспект занятия «Дикие животные зимой» в подготовительной к школе группе

Жукова Светлана
Конспект занятия «Дикие животные зимой» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Кургана «Детский сад №142 «Веснушки»

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

Тема

«Дикие животные зимой»

Выполнила: Жукова С. Ю.,

воспитатель первой квалификационной категории.

Курган 2023

Форма организации детей: подгрупповая

Публикация «Конспект занятия „Дикие животные зимой“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Возраст детей: подготовительная к школе группа

Форма проведения: квест-игра

Цель: обогащение представлений детей об особенностях жизни диких животных на основе познавательно-речевой деятельности с активным использованием игрового материала.

Задачи:

Образовательная:

-совершенствовать представления детей о диких животных, расширяя ранее полученные знания, обогащая словарный запас новыми понятиями

Развивающая:

-способствовать развитию интереса воспитанников к особенностям жизни, обитания диких животных, обращаясь к художественным образам, активизируя мыслительные и речевые возможности детей

Воспитательная:

-продолжать воспитывать чувство сопереживания и бережного отношения к родной природе, применяя методы познавательного и речевого мотивирования

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: чтение произведений о животных В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, И. С. Соколова-Микитова, М. М. Пришвина, Д. П. Зуева

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение - «Зима» П. И. Чайковский, аудиозаписи: «Голос старичка-Лесовичка», «Голос лося», фото животных и их следов (заяц, белка, лось, лиса, медведь); снежок для д/и «Кто какой?», корзинка, шишки, муляжи грибов, фотоаппарат.

Ход занятия

I. Введение.

Дети заходят под музыку - «Зима» П. И. Чайковский

Воспитатель: Добрый день, ребята!

Звонкая погода, снега кутерьма

Это время года мы зовем …

Дети: Зима

В: Сейчас по календарю у нас прекрасное и холодное время года – зима.

Какие признаки зимы вы знаете?

Д: Зимой идет снег, вода в реках и озерах застывает, день короткий, ночь длинная, можно наблюдать такие явления в природе: снегопад, гололед, метель, вьюга, поземка, изморозь, иней…

В: Зимой очень холодно. Вся природа словно замерзла, заснула. Застыл и зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка Зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, то на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, чьи они. Кому из вас хотелось бы научиться разбираться в следах животных?

Д: поднимают руку

В: Предлагаю отправиться на экскурсию в лес. А увидев следы, понаблюдать, узнать, чьи они. Поговорить о том, как зимуют дикие животные, и узнать новые интересные сведения о них.

Что надо взять с собой на экскурсию, чтобы запечатлеть на память интересные моменты?

Д: Фотоаппарат.

В: Фотографом назначается…

Помещать фото в альбом будет…

Помогать передвигаться нам по лесу будут такие слова: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».

(Д. произносят слова и идут за воспитателем под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)

II. Основная часть.

В: Вот мы и в лесу, а вот и первые следы. На что они похожи?

Д. рассматривают следы и отвечают

( Звучит аудиозапись - голос старичка Лесовичка:

«Кто это нарушил зимний покой моего леса? Вот теперь и останетесь навсегда в моем лесу, если не пройдете и не выдержите все испытания, которые я вам приготовлю»)

В: По-моему, это голос старичка-Лесовичка. Посмотрите, ребята, здесь на пеньке какой-то конверт. Сейчас посмотрим что в нем.

(Воспитатель достаёт «письмо старичка Лесовичка» и читает)

В: «Здравствуйте, ребята! Вам нужно выдержать 5 испытаний. Если справитесь с заданием, получите букву. В конце всех испытаний из этих букв нужно собрать ключевое слово. И только потом вы сможете покинуть мой лес»)

В: А вот и первое задание.

(Воспитатель садится на пенек. Дети садятся на ковер полукругом)

Задание 1.

В: Отгадать загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Д: Заяц

В: Это следы зайца. Рассказать, как зимует заяц?

Д рассказывают… Зайцы к зиме меняют цвет шубки. Летом они серого цвета, а к зиме становятся белого, чтобы быть не заметным среди снега для врагов. Ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него длинные и очень сильные. Ими он отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. У зайца нет своего жилья. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору молодых деревьев: осинок, берез, ив.

В: Ответить на вопросы.

Д отвечают на вопросы. Воспитатель помогает.

В: Зачем зайцу длинные уши?

Длинные уши помогают зайцу спасаться от перегрева. Уши выводят тепло из организма. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала вода, и они не простудились.

В: Объяснить происхождение прозвища зайца в сказках – «Косой».

Заяц «косой», потому что глаза у зайца посажены широко по сторонам головы. Эта способность позволяет зверьку лучше видеть всё, что происходит вокруг. Когда заяц смотрит по сторонам, он как будто косит – отсюда и его прозвище в русских народных сказках.

В: Теперь мы можем взять букву. Что это за буква?

Д: Буква З

В: На память фотографируемся и отправляемся дальше.

Д фото зайца и его следов кладут в альбом

В: Произносим слова: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».

(Дети с воспитателем передвигаются по следам под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)

В: А вот и другие следы. Чьи же они? Посмотрим… На что они похожи?

Д отвечают

В: А вот и конверт с заданием 2

(Воспитатель берет конверт, достает задание и читает).

Задание 2.

( Картинки с изображением: сороки, дятла, белки, совы)

В: Определить кто лишний и почему?

Д: Белка, т. к. она зверь, остальные - птицы

В: Рассказать о том, как зимует белка.

Д рассказывают… Белка к зиме тоже меняет цвет своей шубки. Летом она рыжая, а к зиме становится серой. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка мене заметна для врагов, например, куница, росомаха. Кроме того, шубка становится ещё и более теплой. Цепкие лапки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением, а ещё как парашют помогает не разбиться при падении. В сильные морозы белка спит в своем жилище – дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле тепло и мягко. Белочка большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только дупло, но и припасы, которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орехи, желуди, сушит грибы на веточках, а потом все это хранит в специальных кладовых – в пустых дуплах, под мхом у старых пеньков… А ещё собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

В: У белочки очень хороший слух, а вот память плохая. Она забывает, где оставила свои запасы. Зато другие животные с удовольствием лакомятся припасами белочки. Давайте поможем забывчивой белочке: соберем припасы, которые она заготовила на зиму.

Д. собирают в корзинку разбросанные грибы и шишки

В: Вот теперь можем взять букву. Что это за буква?

Д: Буква Е

В: На память фотографируемся.

Д фото белочки и её следов кладут в альбом

В: Произносим слова и отправляемся дальше: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».

(Дети с воспитателем передвигаются по следам под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)

( Звучит аудиозапись: голос лося)

В: Послушайте, чей же это голос? А вот и другие следы. Чьи же они? Посмотрим… На что они похожи?

Д отвечают

В: А вот и конверт с заданием 3

Задание 3.

(Воспитатель достает картинки с изображением лося и сохи и садится вместе с детьми на банкетки.)

В: Рассказать, как зимует лось?

Д. рассказывают… Лось – самый крупный зверь в нашем лесу. Осенью лоси накапливают жир, чтобы в период голодания, их организм не иссяк. К зиме шерсть становится гуще. Постоянного жилища лоси не готовят. Ночью спят на снегу. Зимой питаются ветками и корой деревьев: осины, рябины, ивы. Трудно приходится им зимой, когда снег в лесу глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами нелегко. Лось сбрасывает рога перед зимой и обзаводится новыми весной. Рога лося служат для обороны от хищников – волков. От врага лось отбивается копытами, лягается и стремительно убегает, почуяв опасность.

В: Объяснить, причём здесь картинка орудие труда человека – соха?

Д: Рога лося похожи на соху.

В: Вот за это кличут лося в сказках «Сохатый».

А ещё старичок-Лесовичок приготовил для вас игру: «Четвертый лишний» (без опоры на наглядность). Нужно ответить, кто лишний и почему?

Волк, лиса, заяц, медведь

Д: Медведь зимой спит

В: Кошка, медведь, заяц, белка

Д: Кошка – домашнее животное, остальные - дикие

В: Белка, сова, лиса, волк

Д: Сова – птица, остальные - звери

В: Волчонок, заяц, медведь, белка

Д: Волчонок – детеныш, остальные - взрослые животные

В: Вот теперь можем взять букву. Что это за буква?

Д: Буква Р

В: На память фотографируемся.

Д фото лося и его следов кладут в альбом

В: Произносим слова и отправляемся дальше: «Раз, два, три, четыре, пять – по зимнему лесу идем мы гулять».

(Дети с воспитателем передвигаются по следам под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)

В: А вот и другие следы. Чьи же они? Посмотрим… На что они похожи?

Д отвечают

В: А вот и конверт с заданием 4

(Воспитатель берет конверт, достает задание и читает).

Задание 4.

( Картинки с изображением: лимон, игла, сыр, апельсин.)

В: Угадать по первым звукам, чьи следы?

Д: Следы лисы

В: Рассказать о том, как зимует.

Д. рассказывают… У лисы к зиме шерсть на шубке становится длиннее и плотнее. Густая шубка спасает её от морозов. Хвост лисы служит ей рулем, помогает менять направление при передвижении. А ещё как одеяло, лиса сворачиваясь клубочком, укрывает им свой нос от мороза. Лисы роют себе норы, или занимают существующие. Лиса прекрасная охотница, она и зимой находит добычу : зайцы, мыши-полевки.

В: Что означает слово «мышкование»?

В:. Чтобы добыть мышь или полевку, лиса пользуется своим острым слухом. Услышав шелест грызуна, лиса подкрадывается как можно ближе и затем во внезапном прыжке старается схватить жертву. Такой способ охоты, со стороны похожий на забавную игру, называется мышкованием.

В: Почему лису называют плутовкой?

В: Уходя от своих врагов, лисица запутывает следы. Поэтому лису называют плутовкой.

В: Почему у лисы в сказках прозвище Патрикеевна?

В: Часто лисицу называют Патрикеевной. Это имя дали ей в честь одного новгородского князя Патрикея Наримунтовича, который был очень хитер и изворотлив. Не зря лисиц называют очень умными и хитрыми животными.

В: Старичок-Лесовичок приготовил для вас ещё одну игру: «Кто какой?»

(Воспитатель бросает мяч, дети отвечают)

1. Волк какой? ( Д: Волк зубастый)

2. Заяц какой? ( Д: Заяц косой)

3. Медведь какой? ( Д: Медведь косолапый)

4. Лиса какая? ( Д: Лиса хитрая)

5. Белка какая? ( Д: Белка рыжая)

6. Ёж какой? ( Д: Ёж колючий)

7. Лось какой? ( Д: Лось сохатый)

8. Белка какая? ( Д: Белка забывчивая)

В: Вот теперь можем взять букву. Что это за буква?

Д: Буква И

В: На память фотографируемся.

Д. фото лисы и её следов кладут в альбом

В: А теперь давайте устроим привал.

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы силы нам вернуть,

Нужно сесть и отдохнуть.

(Воспитатель и дети садятся на стульчики вокруг стола)

В: Посмотрите, что это за сугроб?

Д. Это берлога медведя

В: А вот и конверт с 5 заданием.

Задание 5.

(Воспитатель берет конверт, достает задание и читает).

В: Рассказать о том, как зимует медведь.

Д: Медведи за лето и осень накапливают жир и зимой спят в берлоге. Берлогу медведь устраивает в чаще леса в буреломе, под корнями упавшего дерева. Её он тоже устилает опавшими листьями, мхом, сухой травой. Как только полетит первый снежок, медведь забирается в неё, ложится головой к лазу, прикрывает морду лапой и засыпает до весны, живет за счет накопленного жира. Говорят, что зимой медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает во сне подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.

В: Кто из вас знает, почему медведя назвали медведем?

Д: Медведи умеют находить и добывать мед диких пчел, поэтому и назвали их «мед» «ведает» - медведь.

В: Объяснить, почему у медведя в сказках прозвище «Косолапый»?

Д: Прозвали так за особенность походки. При ходьбе он одновременно наступает на две лапы с одной стороны туловища и движется как бы вперевалку.

В: Каких медведей называют «шатунами»?

В: Не все медведи впадают в зимнюю спячку. Некоторые из них становятся шатунами - это медведи, которые не набрали достаточное количество жира, чтобы впасть в спокойный долгий сон, поэтому они шатаются по лесу, в поисках добычи, представляя огромную опасность для людей.

В: Иногда поведение людей сравнивают с повадками медведей. Попробуйте объяснить некоторые из них. Слышали такое выражение: «как медведь лапу сосать»? Что оно означает?

«Сосать лапу» - испытывать чувство голода

«Медведь на ухо наступил» - у человека отсутствует музыкальный слух

«Медвежий угол» – отдаленное, малонаселенное, глухое место

«Медвежья услуга» – неумелая услуга, причиняющая неприятности

«Делить шкуру неубитого медведя» – это о том, когда дело ещё не сделано, а результаты, которых нет, начинают делить

«Медвежьи объятия» – тяжелые, неловкие

В: Вот и с последним заданием справились. Можем взять букву. Что это за буква?

Д: Буква В

В: На память фотографируемся.

Д. фото медведя кладут в альбом

В: Пришла пора собрать ключевое слово из букв. Подсказка, о ком мы сегодня говорили на экскурсии?

Д: О диких животных

В: К какой группе животных они относятся?

Д: Звери

В: Почему?

Д: Тело покрыто шерстью

(Дети на столе собирают из букв слово «ЗВЕРИ»)

Звучит аудиозапись - голос старичка Лесовичка:

«Молодцы, ребята! Справились со всеми испытаниями. Можете возвращаться домой»

В: Произносим слова: «Раз, два, три, четыре, пять – в детский сад возвращаемся назад».

(Дети с воспитателем возвращаются на первоначальное место под музыку - «Зима» П. И. Чайковский)

III. Итог НОД

В: Вот мы и на месте. Итак, где мы побывали?

Д: В зимнем лесу

В: Что мы там увидели на снегу?

Д: Следы зверей

В: Кто из вас научился разбираться в следах, оставленных дикими животными?

Д. поднимают руку

В: Что нового интересного для себя вы узнали о них?

Д. рассказывают что нового для себя узнали

В: Как вы думаете, трудно приходится зимой в лесу диким животным?

Д: Трудно

В: А вам легко было справляться с заданиями Лесовичка?

Д: Не всегда легко

В: На все вопросы могли ответить сами?

Д: Нет

В: Старичок-Лесовичок хотел, чтобы вы узнали, что диким животным зимой тоже бывает нелегко. Им нужна помощь. Есть такая профессия у людей – ЛЕСНИК.

Он природу охраняет,

браконьеров прогоняет,

а зимою у кормушек

в гости ждёт лесных зверюшек.

Лесники раскладывают в лесу сено, соль – лосям; шишки и желуди для белок и кабанов; развешивают кормушки для птиц. Какую помощь зимой вы можете оказать животным?

Д: Сделать кормушки для птиц

В: Сделайте вместе с родителями кормушки для птиц, развесьте их и подкармливайте птиц.

IV. Рефлексия

В: Кому понравилась экскурсия по зимнему лесу?

Д. поднимают руку

В: Мне тоже понравилось, как вы рассказывали о животных, дружно играли и передвигались, но, к сожалению, не на все вопросы вы сами могли ответить, почему, как думаете?

Д: Не хватало знаний.

В: Задание – узнать новую информацию об одном из животных леса, принести его картинку и рассказать о нем. Будем собирать информацию и пополнять наш фотоальбом. А на память об этой экскурсии у нас с вами останется альбом с фото животных и их следов. Будем его рассматривать, пополнять и вспоминать о том, что узнали на экскурсии.

Занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.

Публикации по теме:

Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группеБеседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой. Задачи: - расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. " Цель: Продолжать формировать.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Домашние животные и дикие животные» Задачи: • формирование грамматического строя (тренировку навыка изменения существительных по падежам и включение грамматических форм в.

Конспект занятия по окружающему миру «Как дикие животные живут зимой» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема : «Как дикие животные живут зимой». В подготовительной группе. Цель : Формирование знаний о жизни.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дикие животные зимой» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 12:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дикие животные зимой» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Светлана (УИ 3463505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД