Наталья Зинец
Конспект занятия «Что есть у растения?» цель: обобщить знания детей о строении растений.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
Аттестуемый педагог (ФИО) Зинец Наталья Викторовна
Образовательная область «Познание», «Художественное творчество»
Возрастная группа старшая
Тема занятия___«Что есть у каждого растения»___
1. Тема: «Что есть у каждого растения» старшая группа, возраст 5-6 лет
2. Цель : обобщить знания детей о строении растений.
Публикация «Конспект занятия „Что есть у растения?“ цель: обобщить знания детей о строении растений,» размещена в разделах
Задачи: Расширять и уточнять представления детей о растениях. Познакомить со способом вегетативного размножения комнатных растений. Развивать умственную операцию «обобщение». Закреплять умение наблюдать, всматриваться в объекты природы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к музыке. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приёмами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры). Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе. Активизировать словарный запас детей.
Предварительная работа: Рассматривание комнатных растений. Знакомство с частями растений : лист, стебель, цветок, плод, корень. Дидактическая игра «Вершки – корешки». Разгадывание загадок. Беседа «Растения в природе».
3. Оборудование: карточки «части растений», 10 комнатных растений, стаканчики с водой, в которых находятся побеги традесканции, пустившие корни, набор фруктов и овощей, листы бумаги, в нижней части которых нарисованы цветочные горшки, цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры.
1. Организационный момент, начало занятия включающие :
Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, тему нашей беседы вам поможет отгадать загадка: «Дышит, растёт, а ходить не может»
Дети: растение.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о растениях. Ребята, сколько разных частей имеет каждое растение?
Дети: лист, стебель, цветок.
Выслушиваю ответы детей.
Воспитатель: Сейчас разберёмся. Я буду вам называть часть растения, а вы его мне показывать. У вас на столах лежат разрезные картинки. Покажите лист.
Дети: показывают нужную часть картинки.
Воспитатель: Молодцы! А теперь – цветок.
Когда показаны все части растений, (воспитатель предлагает детям собрать имеющуюся картинку самостоятельно).
Звучит музыка: Моцарт «Волшебная музыка»
Дети выполняют самостоятельно.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети отгадывают загадки.
Дети рассматривают части карточек. Рассуждают, показывают и называют ту или иную часть растения.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель загадывает загадки
Воспитатель называет части растений.
Предлагает детям собрать, имеющуюся картинку.
Дети выражают эмоции высказываниями.
2. Основная часть занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «И не ёжик, и не ёлка, но не даст себя в обиду, потому что весь в иголках»
Дети: кактус.
Воспитатель: «Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
А цветы в окне –
Словно шапка в огне»
Дети: герань.
Воспитатель: что это?
Дети: комнатные цветы; растения, которые растут в помещении.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим эти цветы. У этих растений тоже присутствуют все части растений?
Дети: да, есть листья, цветы, стебель.
Воспитатель: Я буду называть часть растения, а кто назовёт, как называется первое в ряду растение, покажет нам эту часть.
Дети: фикус.
Воспитатель: покажи, Дима, листья у данных растений.
Ребёнок подходит к растениям и, перемещаясь вдоль ряда за спинами детей, показывает предложенную часть. Вначале задание покажется лёгким, так, как все части знакомы. Начиная с середины ряда, возникают вопросы: что считать листом у аспарагуса: одну иголочку или всю ветку? Тело кактуса является листом или стеблем? Ответов на эти вопросы дети не знают. На первых порах может показаться, что они пытаются угадать, какую форму имеет у данного растения стебель. На самом деле идёт сложный процесс мышления, и дети на подсознательном уровне включают механизмы прогнозирования, позволяющие им во многих случаях предвидеть ответ.
Воспитатель: Молодец. Теперь рассмотрим стебли. Может, есть желающие?
Ознакомление с этим органом, а также с цветком проходит так же, как и с листом.
Воспитатель: хорошо!
Поиграем в игру «Угадай, какого растения не стало?»
У нас есть комнатные растения. Вы закроете глаза, не подглядывать! Я уберу одно растение, а вы должны будете угадать, чего не хватает.
Проходит игра.
Физкультминутка
На окне в горшочках Дети сидят на корточках
Поднялись цветочки. Медленно встают
К солнцу потянулись, на носочки, руки вверх
солнцу улыбнулись. Разводят руки, ладони вверх
Повернут цветочки, повороты вправо-влево, руки на поясе
Развернут бутоны соединить руки над головой
В солнышке утонут. Раскрывают ладошки-бутоны.
Воспитатель: Ребята какие все цветы красивые. Я предлагаю нарисовать, любое понравившееся растение, а горшки у нас уже готовы. Внимательно ещё раз рассмотрите цветы – стебель, листья, есть ли цветок. Постарайтесь точнее воспроизвести форму листьев, их цвет.
Звучит музыка…
Когда рисование закончено, воспитатель собирает работы, перемешивает их и, показывает рисунки один за другим, предлагает определить, какое растение изображено. Имена авторов при этом не говорят и качество рисунка не обсуждается. Если идентифицировать растение не удаётся, просто говорим – «Не определяется»
Воспитатель: А где же у растения корни? Рассмотрим их на побегах традесканции.
Дети вместе с воспитателем подходят к столам, на которых стоят стаканчики с побегами традесканции, которые были поставлены в воду 10 дней назад.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите корни и запомните какие они тонкие и нежные.
Дети рассматривают корни, не вынимая растения из воды, где корни хорошо расправлены.
Воспитатель: Увидели корни? Ребята, а какой части нет на наших растениях?
Дети: плодов.
Воспитатель: Правильно, на них нет плодов. Вы знаете, как узнать, что является плодом?
Дети: да, плод это то, что содержит семена.
Воспитатель: я, вам расскажу и покажу. У меня на подносе есть овощи и фрукты. Давайте разрежем огурец пополам, если внутри семена – это плод, а если нет – не плод. В плоде обязательно есть семена. Он специально образуется растением для того, чтобы семена были защищены и хорошо развивались.
Дети: внимательно смотрят за действиями воспитателя.
Воспитатель: Ищем семена в яблоке, помидоре, свёкле, моркови. Разрезаем по очереди все объекты. В огурце, томате и яблоке нашли семена – это плоды. А у моркови и свёклы семян нет – это не плод, а корнеплод.
Воспитатель: вы хорошо справились со всеми заданиями. Наши друзья растения хотят вам сделать подарок. Побеги традесканции с корешками вы возьмёте домой, посадите в горшок и будете за ними ухаживать.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети показывают части растений на комнатных цветах.
Рассматривают и рисуют растения.
Дети рассматривают корни в стаканчиках.
Воспитатель называет часть растения, которую нужно показать.
Воспитатель наблюдает за детьми.
Дети эмоционально рисуют.
Дети эмоционально рассматривают.
3. Заключительная часть занятия :
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все справились с заданием! К какому же выводу мы пришли? Дети: Каждое растение имеет 5 частей – стебель, лист, цветок, плод и корень. Все растения имеют похожее строение, но части могут иметь разнообразный внешний вид, и иногда совсем не похожи друг на друга.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети рассматривают семена в плодах. Воспитатель показывает фрукты и овощи. Дети любуются семенами.
15.05.2012 г