Татьяна Бахитова
Конспект занятия «Было-стало» по музейной педагогике в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по музейной педагогике
в мини – музее «Предания старины глубокой»
Тема: «Что было – что стало»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного быта.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т. д.).
2. Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
Публикация «Конспект занятия „Было-стало“ по музейной педагогике в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: прялка, коромысло, чугун, самовар.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, плетень, старинная посуда, прялка и др., дидактическая игра «Что было, что стало», аудиозапись русской народной песни, русский народный костюм для хозяйки, атласная лента для игры – хоровода.
Педагог в русском народном костюме встречает детей.
- Милости прошу ко мне в горницу, гости дорогие!
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Дети садятся вокруг стола.
Как назывался раньше дом? Правильно ИЗБА. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило.
Давайте рассмотрим макет русской избы. Как правило, в избе была одна комната, горница. В ней и ели, и спали и принимали гостей. А я вам расскажу про «красный угол». Это был главный угол крестьянского дома. Здесь висела особая полочка с иконами – божница. Божницу украшали вышитыми полотенцами - «рушниками». Гость, входивший в избу, обязательно снимал шапку, крестился на иконы, кланялся (показывает обряд) и только потом здоровался с хозяевами. В красном углу стоял обеденный стол. Хозяева дома усаживали за него только самых почетных гостей. Ну а сейчас мы вам загадки загадаем. Все ответы к загадкам находятся в нашей избе. Вам нужно только быть внимательными.
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол) Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь) Стригли, щипали,
А после чесали.
Чисто, пушисто
К доске привязали. (Прялка)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна) Гладит все, чего касается.
А дотронешься – кусается. (Утюг)
Таять может, а не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свечка) Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка) Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампа)
Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля …. (Чугунок)
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Дети, есть в моей избе уже знакомые вам предметы?
А какой предмет, как вы думаете, самый главный в избе? Почему?
В каждой избе была печь. Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печь ставили с северной стороны, напротив входа так как с севера дули холодные ветры, и эту сторону старались обогреть.
«Хорошая печь – гордость любого хозяина.» С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной.
«Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы, ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной, где сидит пряха. Раньше прялка имела важное значение в доме: с помощью прялки можно было одеть всю семью и зарабатывать деньги. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня (аудиозапись)
Русский народ любил трудиться. Об этом говорится в пословицах. Вот послушайте:
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
А ещё русский народ любил после труда хорошо отдохнуть: песни попеть, хороводы поводить. Давайте поиграем в хороводную игру.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
Молодцы. Много добрых слов сказали друг другу.
А сейчас я загадаю вам загадку, а отгадку найдите и мне покажите.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра… (коромысло).
За водой ходили к колодцу. Вода была чистая, студеная. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай попить. Воду наливали в самовар. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти) картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т. е. чем его заменили).
Чугунок – кастрюля
Самовар – чайник
Свечка – электрическая лампочка
Печка – газовая плита
Колодец – водопроводный кран
Ребята, а вы знаете русские пословицы? Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы ее продолжите.
1. Поспешишь: (людей насмешишь).
2. Как аукнется: (так и откликнется).
3. Семь раз отмерь: (один раз отрежь).
4. Делу - время: (потехе - час).
5. Без труда: (не вытащишь рыбку из пруда)
6. Трудно в учении: (легко в бою).
7. В здоровом теле: (здоровый дух).
8. Не имей сто рублей: (а имей сто друзей).
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас чай приготовила, баранки испекла.
Садитесь, угощайтесь, гости добрые!
Ведущий: Ну, что же ребята. Вот и закончилась наше занятие. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Всех гостей, которые к нам приходят, мы просим приносить в наш музей старинные вещи, которые мы потом сможем показывать другим гостям. Мы будем рады, если вы принесете в наш МИНИ-МУЗЕЙ новые экспонаты.