МААМ-картинки

Конспект занятия «Было-стало» по музейной педагогике в ДОУ

Татьяна Бахитова
Конспект занятия «Было-стало» по музейной педагогике в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по музейной педагогике

в мини – музее «Предания старины глубокой»

Тема: «Что было – что стало»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного быта.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т. д.).

2. Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

Публикация «Конспект занятия „Было-стало“ по музейной педагогике в ДОУ» размещена в разделах

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: прялка, коромысло, чугун, самовар.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, плетень, старинная посуда, прялка и др., дидактическая игра «Что было, что стало», аудиозапись русской народной песни, русский народный костюм для хозяйки, атласная лента для игры – хоровода.

Педагог в русском народном костюме встречает детей.

- Милости прошу ко мне в горницу, гости дорогие!

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Дети садятся вокруг стола.

Как назывался раньше дом? Правильно ИЗБА. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило.

Давайте рассмотрим макет русской избы. Как правило, в избе была одна комната, горница. В ней и ели, и спали и принимали гостей. А я вам расскажу про «красный угол». Это был главный угол крестьянского дома. Здесь висела особая полочка с иконами – божница. Божницу украшали вышитыми полотенцами - «рушниками». Гость, входивший в избу, обязательно снимал шапку, крестился на иконы, кланялся (показывает обряд) и только потом здоровался с хозяевами. В красном углу стоял обеденный стол. Хозяева дома усаживали за него только самых почетных гостей. Ну а сейчас мы вам загадки загадаем. Все ответы к загадкам находятся в нашей избе. Вам нужно только быть внимательными.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (Стол) Стоит бычок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь) Стригли, щипали,

А после чесали.

Чисто, пушисто

К доске привязали. (Прялка)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окна) Гладит все, чего касается.

А дотронешься – кусается. (Утюг)

Таять может, а не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свечка) Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка) Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампа)

Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля …. (Чугунок)

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

Дети, есть в моей избе уже знакомые вам предметы?

А какой предмет, как вы думаете, самый главный в избе? Почему?

В каждой избе была печь. Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печь ставили с северной стороны, напротив входа так как с севера дули холодные ветры, и эту сторону старались обогреть.

«Хорошая печь – гордость любого хозяина.» С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной.

«Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы, ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной, где сидит пряха. Раньше прялка имела важное значение в доме: с помощью прялки можно было одеть всю семью и зарабатывать деньги. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня (аудиозапись)

Русский народ любил трудиться. Об этом говорится в пословицах. Вот послушайте:

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

А ещё русский народ любил после труда хорошо отдохнуть: песни попеть, хороводы поводить. Давайте поиграем в хороводную игру.

Игра с лентой

(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Молодцы. Много добрых слов сказали друг другу.

А сейчас я загадаю вам загадку, а отгадку найдите и мне покажите.

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра… (коромысло).

За водой ходили к колодцу. Вода была чистая, студеная. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай попить. Воду наливали в самовар. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти) картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т. е. чем его заменили).

Чугунок – кастрюля

Самовар – чайник

Свечка – электрическая лампочка

Печка – газовая плита

Колодец – водопроводный кран

Ребята, а вы знаете русские пословицы? Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы ее продолжите.

1. Поспешишь: (людей насмешишь).

2. Как аукнется: (так и откликнется).

3. Семь раз отмерь: (один раз отрежь).

4. Делу - время: (потехе - час).

5. Без труда: (не вытащишь рыбку из пруда)

6. Трудно в учении: (легко в бою).

7. В здоровом теле: (здоровый дух).

8. Не имей сто рублей: (а имей сто друзей).

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас чай приготовила, баранки испекла.

Садитесь, угощайтесь, гости добрые!

Ведущий: Ну, что же ребята. Вот и закончилась наше занятие. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Всех гостей, которые к нам приходят, мы просим приносить в наш музей старинные вещи, которые мы потом сможем показывать другим гостям. Мы будем рады, если вы принесете в наш МИНИ-МУЗЕЙ новые экспонаты.

Публикации по теме:

«Никогда ещё так не было, чтобы никак не было». Фотоотчёт о проведении неожиданных каникул. Часть IV«Никогда ещё так не было, чтобы никак не было». Фотоотчёт о проведении неожиданных каникул. Часть IV Мир перешел на режим «домоседства», но, как уверяют психологи, долгая изоляция один на один с детьми не повод для стресса и конфликтов,.

Это было недавно, это было давно… Новый год в открытках, или Моё детское увлечениеЭто было недавно, это было давно… Новый год в открытках, или Моё детское увлечение Уважаемые коллеги, дорогие друзья и просто посетители сайта МААМ!Хочу поделиться с вами своей коллекцией новогодних открыток). Сегодня.

Фотоотчёт «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды»Фотоотчёт «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды» Огонь может быть помощником и защитником. Он обогревал пещеры и жилища, отпугивал свирепых хищников, готовил еду. Затем люди придумали.

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект занятия по ОБЖ во второй младшей группе «Чтобы не было беды»Конспект занятия по ОБЖ во второй младшей группе «Чтобы не было беды» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями и предметами подстерегающими их дома. Задачи: учить выбирать безопасные предметы для игр,.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце»Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце» Тема: «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце» (рисование по замыслу). Задачи. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Стало — было»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Стало — было» Все дети любят слушать сказки, ведь они вызывают у ребёнка много эмоций: положительных и отрицательных. Они воспитывают в детях нравственные.

Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы»Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогикеОтчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике С февраля 2021 года по май мной был разработан.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группаПроект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Было-стало» по музейной педагогике в ДОУ
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 16:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Было-стало» по музейной педагогике в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бахитова (УИ 1191165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД