Оксана Шульженко
Конспект занятия «Береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Автор: Шульженко Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ Белогорского детского сада «Снежинка».
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об образе березы в поэзии, в музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве.
- Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.
Публикация «Конспект занятия „Береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Углублять знания детей о значении березы в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать мыслительную активность детей, танцевальные движения под музыку, воображение.
- Приобщать детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.
- Упражнять детей в умении передавать характерные особенности изображения березы в рисунке.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, желание беречь и охранять ее.
Интеграция образовательных областей:
- Социализация.
- Познание.
- Коммуникация.
- Художественное творчество.
- чтение художественной литературы.
- Музыка.
- Безопасность.
Предварительная работа:
-Беседы, чтение рассказов о березе в разное время года.
- наблюдение за берёзой на участке детского сада.
- знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан, Рылов.
- Рассматривание картин русских художников
- Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.
- Заучивание пословиц, загадок, стихотворений о березке.
Оборудование и материалы:
- Репродукции картин русских художников: «Золотая осень» И. И. Левитан, И. Грабарь «Февральская лазурь», А. А. Рылов «Зеленый шум»; изделия из бересты; веточка березовая для игры; гуашь; цветные платочки на каждого ребенка; раздаточный материал для рисования.
Дети входят в группу под музыку и встают в круг.
Воспитатель:
- Ребята, а я знаю красивое, замечательное стихотворение и хочу вам его прочитать, послушайте.
Воспитатель читает стихотворение Степанова «Что мы Родиной зовем?».
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- Саша, тебе понравилось это замечательное стихотворение? А тебе, Коля? А тебе, Вика?
- Соня, а как ты думаешь, о чем это стихотворение? (О Родине)
- А ты согласен, Сеня, с Соней? А почему, Сеня, ты думаешь, что это стихотворение о Родине, как ты догадался (потому что говорится в стихотворении о доме, о березках, о флаге, о России).
- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это то место, где родился человек.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и продолжить беседу.
- А ты, Настя, знаешь, как называется наша Родина? (Россия).
- Ребята, когда я произношу слово Родина, мне представляется образ зеленого луга с ромашками, именно этот образ ассоциируется со словом Родина.
- А что, Ваня, ты представляешь, когда произносишь слово Родина? (Красивая природа, речка)
-А ты, Саша? (Русские березки)
- А ты знаешь, Саша, чем является береза для нашей Родины (Береза – символ России)
- Правильно, дети, вы правы, береза – символ России, символ красоты русской природы, потому что береза – это сильное, могучее, миролюбивое дерево и это гордость русского народа.
Рассказ воспитателя
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, в России. Со времен старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Березы бывают разные : на юге встречаются огромные березы, как мачты, а на севере растут карликовые.
Издревле люди наблюдали за березой, примечали разные природные явления. Ребята, кто вспомнит приметы о березе? А может кто - нибудь вспомнит пословицы о березке?
Береза ума дает.
Береза не угроза, где стоит- там и шумит. А для врага и береза угроза.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- А я знаю, что все дети любят играть. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Волшебная палочка».
Дети по кругу передают друг другу волшебную палочку и одновременно рассказывают о том, что они уже знают о березе :
- У березы белый стройный шершавый ствол. (Сеня)
- У березы тонкие и гибкие ветви. (Ваня Ч)
- В жару береза делает прохладу, а в холод согревает. (Коля)
- Березу за ее кору называют белоствольной. (Катя П)
- Береза может лечить людей. (Вика)
- Береза дает полезный сладкий вкусный березовый сок. (Катя Н)
- О березке пишут стихи, песни, картины. (Настя К)
- В народе березку называют «Берегиня» и «Символом счастья». (Соня Л)
- Березовые веники полезны для здоровья, заряжают бодростью, прибавляют много сил и энергии. (Саша С)
- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть, набраться сил и энергии.
- Нужно очень бережно относиться к природе.
В давние – давние времена люди поклонялись березке, водили вокруг нее хороводы, распевали песни. Давайте и мы с вами заведем хоровод вокруг осенней березки. На полу около березки лежат платочки для хоровода. Дети берут платочки и водят хоровод.
- Русская береза прекрасна в любое время года, и я вас приглашаю в картинную галерею. Художники воспевают, передают красоту березы красками на бумаге, пишут картины.
-Дети, вам знакомы эти картины. Посмотрите еще раз внимательно на эти картины.
- Соня, а ты знаешь, как называется эта картина? («Золотая осень»)
- А ты узнал ее, Сеня?
- А тебе нравится, Вика, эта картина?
- А кто написал, Ваня, эту картину?
- Кто знает красивые слова об осенней березе?
- Саша, а ты знаешь красивые слова, расскажи, пожалуйста нам.
Ребенок читает отрывокиз стихотворения Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
- Как вы узнали эту картину? (Березы стоят все желтые, как будто одеты в золотые платья, они похожи на солнышко)
- А зимой березка, дети, тоже очень красива, не страшны ей ни ветра, ни холода.
- А вот Сеня и Катя знают замечательные строчки о зимних березках. Расскажите.
Укрытая снегами, Белая береза под моим окном
Стоит она зимой, Принакрылась снегом, точно серебром.
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
- А на этой картине какое время года?
- Кто написал эту картину?
- А какая береза бывает весной? (Береза наряжается в желто – зеленые сережки, на ней распускаются зеленые клейкие нежные листочки).
Но вот пригрело солнце, наступило лето, и березка нас радует зеленой густой листвой, прохладой, пением птиц.
- Береза щедрое и доброе дерево. Очень – очень давно люди изготавливали различные предметы, изделия.
- Я приготовила для вас выставку красивых изделий.
Воспитатель приглашает детей пройти к столу «Музей», на котором выставлены изделия из бересты.
- Дети, посмотрите внимательно, из чего изготовлены эти изделия? (Из бересты)
- А как вы думаете, что такое береста? (Береста - это защитный слой дерева. Она защищает дерево от воды.)
- А какая береста бывает? (Очень прочная, грубая, толстая, не гниет долго в земле)
- А вы знаете, что в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма, учились грамоте, рисовали рисунки.
- Мы много с вами говорили о березе, о таком красивом
замечательном дереве. Я предлагаю вам нарисовать нашу русскую красавицу березку.
Воспитатель предлагает гимнастику для пальчиков детям.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
1,2,3,4,5 будем листья собирать
Листья березы, листья рябины,
Листья тополя и листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дети садятся за столы и начинают рисовать березку методом тычка. Звучит музыка во время работы.
- Молодцы ребята, очень красивые работы у вас получились.
На земле мы живем с тобой
Нет прекрасней земли родной,
Так давайте беречь и любить,
Не губить ее, не губить.