Наталия Поникаева
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.
Задачи.
1. Коррекционно - обучающие:
- закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];
- продолжать формировать умение правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
2. Коррекционно - развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой, общей и мелкой моторики;
3. Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- формирование положительной установки на участие в занятии;
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [ш], картинки с изображением артикуляционных упражнений, игрушки (мишка, змея, поезд, мешочек, вата, предметные картинки, раскраска.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Посмотри кто к нам сегодня пришел в гости. Это Мишка. Где живет у нас Мишка (в лесу) Он принес из леса в мешочке снежок и предлагает нам с ним поиграть.
II. Основная часть
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Снежок».
- Положи снежок на ладошку и с высунутым язычком сдуй с ладошки. Подул ветер и сдул снежок.
2. Артикуляционная гимнастика
- А еще Мишутка хочет посмотреть как мы играем с язычком.
1. Упражнение «Заборчик». Улыбнись, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. Упражнение «Окошко». Широко открой рот.
- чередование упражнений: «Заборчик», «Окошко».
3. «Качели». Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым язычком тянись к носу и подбородку.
4. Упражнение «Маляр». Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.
5. Упражнение «Грибочек». Улыбнись и присоси язычок к потолочку.
6. Упражнение «Гармошка». Открываем и закрываем зубы, а язычок остается на потолочке.
- чередование упражнений: «Грибочек», «Гармошка».
- Устал язычок играть на гармошке, зашел в свой домик и лег спать.
3. Отработка артикуляционного уклада звука [ш]
- Мишутке понравилось как ты играл с язычком. Он хочет тебе загадать загадку. Слушай внимательно.
Шелестя сухой травой,
Проползает кнут живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел.
- Правильно, это змея. Покажи как змея шипит (длительное произнесение звука [ш] : ш – ш - ш…
- А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язычок при правильном произнесении звука [ш] :
- губы округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубы сближены, но не соприкасаются;
- широкий кончик языка поднят к бугорочкам (альвеолам) образуя углубление, похожее на «чашечку»;
- голос не образуется, поэтому звук [ш] - глухой;
- воздушная струя сильная, теплая, легко ощущается ладошкой.
4. Произнесение звука [ш] в слоговых рядах
- Сейчас мы поиграем в игру «Без ошибки повтори».
- Повторяй слоги :
ша – ша – ша
шо – шо – шо
шу – шу – шу
ши - ши – ши
ше – ше – ше
5. Произнесение звука [ш] в словах
- Мишутка принес в мешочке картинки. Назови их, не ошибись!
Ша: шаль, шайба, шапка, шахматы.
Шо: шёлк, шорты, шёрстка.
Ши: шило, шина, ширма, шишка.
Шу: шут, шуба.
Ше: шея, шесть.
6. Физминутка
- А сейчас мы отдохнём
- И опять играть начнём.
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводить руки в стороны)
Справа – березка в шубке (руку отводить в указанную сторону и смотреть)
Стоит,
Слева елка на нас глядит. (отводить руку и прослеживать взглядом)
Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотреть вверх).
7. Произнесение звука [ш] в предложении
- У Мишутки в мешочке еще что-то есть. Давай посмотрим. Что это? (камешки и шишки). Каждое слово будем обозначать одним камешком, а слово шишки - шишкой. Повтори предложение.
У мишутки Мишки камешки и шишки.
8. Фонематический анализ слов
Классификация слов по расположению звука [ш] в слове.
- Сейчас мы с Мишуткой поиграем в игру «Поезд».
- Посмотри на картинки и размести их по вагончикам. В первый вагон положи картинки в которых звук [ш] находится в начале слова, во второй вагон, где звук[ш] находится в середине слова и в третий вагон, где звук находится в конце слова.
9. Развитие мелкой моторики
- Давай мы Мишутке сделаем подарок. Мы раскрасим его портрет и подарим ему.
(раскрашивание картинки карандашами)
III. Итог
- Подари портрет Мишутке. Нам пора прощаться с ним. Ты сегодня очень хорошо играл!Какой звук произносил на занятии? (ш – ш – ш) Молодец! До свидания Мишутка!