Кондратьева
Конспект занятия «Автоматизация звука С»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кондраьтева Анастасия Константиновна
Конспект коррекционно - логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слове и предложении».
Цель: закрепить нормированное произношение звука [С] в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
уточнение артикуляционного профиля звука [С];
закрепить навык правильного произношения свистящего звука [С] на материале слов и предложений;
Уметь давать описательную характеристику звука [С];
Уметь определять место звука [С] в слове;
Образование существительных уменьшительно –ласкательной формы;
Проводить анализ мнемосхем, уметь составлять предложения по ним.
Развивающие:
Развить сильный, целенаправленный, речевой выдох;
Развить артикуляционную моторику;
Развить навыки звукового анализа;
Развить умение отвечать полным ответом на вопросы;
развить понимание логико – грамматических конструкций;
развить внимание, мышление, воображение и память.
Воспитательные:
Воспитать положительный интерес, эмоционально благоприятный настрой к логопедическим занятиям.
Образовательная область: речевое развитие.
Тип занятия: закрепление.
Форма проведения: индивидуальная.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Оборудование: предметные картинки, карточки для проведения артикуляционной гимнастики, логопедическая мягкая игрушка – лягушка, карточки артикуляционной гимнастики, схема – характеристики звука, звуковая решётка, дорожка слов, фигурка собаки Сони, мнемодорожки, значок сыщика.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуй Никита, давай настроимся, зарядимся теплой энергией нашего солнышка.
Ручки тянем, ручки греем,
Заряжаем теплой лаской,
Доброй сказочной улыбкой и конечно красотой.
Глазки смотрят - не моргают,
Ушки наши замирают.
Будем слушать, не зевать,
На вопросы отвечать.
Логопед:- Посмотри на картинку кого ты видишь?
Ребёнок:- Я вижу на картинке девочку.
Логопед: -Девочку зовут Света. Что делает Света?
Ребёнок: -Света плачет?
Логопед: -Никита как ты думаешь, почему плачет Света?
Ребёнок: -Девочка Света расстроена.
Логопед: -Молодец Никита, ты очень внимательный, Света плачет, потому что у нее пропала собака Соня и девочка не может найти свою любимицу.
-Давай поможем Свете, сегодня мы превратимся в сыщиков и отыщем собаку.
- Кто такие сыщики?
Ребёнок: -Сыщик это человек, который что то или кого то ищет. Это его работа.
Логопед: -Отправимся по следу, а в дороге потренируемся произносить наш звук [С].
Дыхательная гимнастика
Вдох носом, выдох через рот (губы трубочкой). Дуем на дорожку, чтобы сдуть пыль и найти собачьи следы.
-Мы смогли найти первые следы, теперь пойдем прямо по дорожке и посмотрим куда она нас выведет.
Артикуляционная гимнастика
-Посмотри на дорожке лужа а в луже сидит лягушка "прожорливое брюшко", спросим её не пробегала ли тут Соня.
-Лягушка сказала,что покажет нам дорогу, если мы научим её делать артикуляционную гимнастику.
-Рада лягушка, что её язык станет сильным и ловким, теперь она сможет поймать много комаров, а комары любимое лакомство -лягушек.
Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка» ,«Печем блинчики», «Лопата» «Иголка», «Качели», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Дуем с горки»
Характеристика звука [С] (составление схемы и её анализ)
-Никита ты хочешь показать лягушке, как красиво умеешь свистеть.
-Что делают наши органы артикуляции когда мы произносим звук [С]?
Ребёнок:- Губки улыбаются, зубки приоткрыли дверь – между ними небольшое расстояние;
язык прячется за нижние зубки и превращается в «горку»;
воздушная струя плавная, длинная, холодная как снежинка;
звук [С] живет в букве С.
Логопед:-Какой характер у этого звука?
Ребёнок: -Когда мы свистим, звук преодолевает преграду – язычок и зубки, значит звук согласный;
горлышко молчит, у звука [С] нет звоночка, звук глухой;
голосок строгий, звук твердый как кубик.
Логопед: -Молодец, Никита, научил лягушку тренировать язык, а она нам, дала подсказку - Соня отправилась ловить бабочку.
- А тебе хочется увидеть маленькую, яркую бабочку?
Развитие фонематических процессов
Логопед: А вот и бабочка, но поймать её не легко, мы должны определить место звука [С] в словах, тогда узнаем куда побежала Соня дальше.
Работа со звуковой решёткой
Слова для анализа – солнце, куст, мост, нос, лиса, лист, свет.
Логопед: -Бабочка рассказала, что Соня хотела сходить в гости к звукарикам, пойдём и мы к ним.
-Звукарики просят поиграть с ними в игру «Секретики», нам нужно зашифровать слова, с помощью звукариков.
Звуковой анализ слов – Соня, собака, Света.
Ребенок:[С] – согласный, глухой, твердый;
[О] – гласный;
[Н ] - согласный, звонкий, мягкий;
[jа] – гласный.
Разбор остальных слов, выполняется аналогично.
Логопед: -Умница, Никита, справился с заданием. Мы смогли узнать что собачка из гостей побежала на цветочную поляну, ей захотелось спрятать косточку, которой угостили её звукарики.
Вот какая красивая поляна!
Игра «Потеряшки»
-На поляне чьи то следы, пойдем по ним? Ой смотри,чего тут только нет, давай пофантазируем, кто мог тут оставить эти вещи. Может большие следы – это следы великанов, а маленькие – гномов.
Физминутка.
«Гномики и великаны» (на внимание).
Логопед показывает, как можно изобразить гнома и великана (гном - присесть, великан - поднять руки вверх).
Затем, акцентирует внимание на том, чтобы ребёнок внимательно слушал команду и выполнял упражнение по голосовой команде педагога, а не по его движению (игра проводится 5-7 раз).
Может все эти вещи потерял великан или гном, как думаешь ты?
- Какие вещи потерял гном, какие великан?
Образец:
Великан оставил самокат, гномик самокатик
Великан оставил сумку, гномик сумочку
Великан оставил сома, гномик сомика
Слова для проговаривания - (самокат, сумка, сом, сахар, косынка, пояс, кокос, ананас, абрикос).
Развитие навыка отвечать на вопросы полным ответом
- Посмотри а вот и Соня, она спряталась на нашей чудесной поляне в кустах.
- Никита, ты рад что мы её нашли?
Логопед:- Где собака Соня?
Ребёнок: -Вот собака Соня.
Логопед: -Где спряталась собака Соня?
Ребёнок: -Собака Соня спряталась в кустах.
Логопед: -Что спрятала Соня в кустах?
Ребёнок: -Соня спрятала в кустах вкусную косточку.
Логопед: -Кто сидит на носу у собаки Сони?
Ребёнок: -На носу у собаки Сони сидит оса.
Заучивание скороговорки
Логопед: -Соня как долго мы тебя искали, идём скорее домой! Никита чтобы возвращаться была не скучно, может придумаем какое нибудь развлечение, расскажем скороговорку про осу, которая сидела у Сони на носу.
У Сони на носу видели осу, та оса боса и без пояса.
-Что значит боса? Это значит, что у осы нет обуви на лапках, то есть она голыми (босыми) лапками.
-Мы снова вернулись в кабинет.
Развитие понимания логико – грамматических конструкций
-Где Сонина Света?
-А где Светина Соня?
-Никита, посмотри на Свету, какая она теперь?
Ребёнок: -Света счастливая, радостная, красивая.
Работа по мнемосхемам
Логопед:-Давай прочитаем мнемосхемы.
Ребёнок:- У Светы на сумке нарисован ананасы.
-У Светы в сумке масло.
-У Светы красная косынка и бусы.
-У Светы на сарафане узкий пояс.
Логопед: -Какое замечательное приключение у нас получилось, скажем Соне и Свете спасибо. Не теряйте больше друг друга!
-Никита, ты молодец!
- Света и Соня тоже благодарят тебя, и хотят тебе подарить - значок сыщика.
Подведение итогов.