Светлана Шкирандо
Конспект занятия-исследования в подготовительной группе «Юные лаборанты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-исследования в подготовительной группе «Юные лаборанты».
Задачи:
Обучающая – создать целостные представления о воде как о природном явлении, познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, состояниями воды.
Развивающая – опытническим путем закрепить знания детей о воде, развивать логическое мышление, восприятие.
Воспитывающая – воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Коррекционная – развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.
Ход исследования.
Часть 1.
Публикация «Конспект занятия-исследования в подготовительной группе „Юные лаборанты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Дети одеты в белые халаты.
Воспитатель: -Ребята, что такого необычного вы сегодня видите?
Дети: Мы одеты в белые халаты.
Воспитатель: -а кем работают люди в белых халатах?
Дети: - врачами, лаборантами
Воспитатель: - где работают лаборанты?
Дети: - в лаборатории
Воспитатель: -А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: -Это место, где учёные проводят опыты, исследования и ставят опыты.
Воспитатель: Молодцы ребята.
А что мы с вами будем исследовать, узнаем, если отгадаем кроссворд.
Утром у себя на столе я обнаружила вот такие листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего исследования. (готовы)
1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Сова" и стоит в нем на третьем месте. (В)
2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также в середине слова. (О)
3. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово "Дом". (Д)
4. В четвертой клеточке живет вторая буква из слова "Рама" (А)
Какое слово у нас получилось?. Правильно, "Вода". О чём мы с вами будем говорить? (о воде)
Часть 2.
Вы слыхали, о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Воспитатель: Ребята, а что такое вода?
Дети: - вода – это жидкость
Воспитатель: - где она встречается?
Дети: Вода встречается в реке, в океане, в море, в озере, в пруду, в болоте,
(дети отвечают, а я показываю слайды).
Воспитатель: - Ребята, а как можно изобразить землю?
Дети: - в виде глобуса.
Воспитатель: - а давайте его рассмотрим. (кто-то принёс глобус)-попросить ребенка принести глобус.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что обозначает на глобусе голубой цвет?
Дети: - это вода.
Воспитатель: - А каким цветом на глобусе изображена суша?
Дети: - коричневым, дети находят участки суши и показывают их.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете чего больше на нашей планете – воды или суши?
Дети: – воды.
Воспитатель: -Молодцы, правильно, На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
Дети: - Много!
Воспитатель: -Да, ребята, на земле очень много воды, она везде.
Поэтому нашу планету называют «Голубой планетой», а вся вода на земле составляет единый Мировой океан.
Привлекаю детей к речевой работе:
Игра: «Я спрошу, а ты ответь, игра с мячом.
- вода в море? Ответ – морская,
- в океане - океаническая,
-в реке– речная,
- в озере – озерная,
-в болоте - болотная.
Воспитатель: - А знаете ли вы, какая вода в море, в океане на вкус?
Дети: - Солёная! Молодцы, правильно!
Воспитатель: - А можно ли ее пить?
Дети: - Нет!
Воспитатель:- А какую воду мы пьём?
Дети: - Не солёную!
Воспитатель: - Мы с вами пьём пресную воду, которая встречается в реках, озерах. Давайте с вами повторим, какую мы с вами воду пьем
Дети: - пресную.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, что может делать вода?
Дети: - бежать, течь, капать, литься, бушевать.
Часть 3.
Воспитатель: - Ребята, вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной.
Сегодня, когда я пришла на работу в детский сад, то увидела на пороге ведерко.
- что же в нем лежит?
Дети:- капельки
После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они по очереди начинают доставать из ведерка капельки с загадками, каждый ребенок берет капельку и читает загадку о различных состояниях воды.
Дети отгадывают.
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет (иней)
Что в решете не унести? (воду)
С неба крупа падает. (Град)
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (вода)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки.
Значит делаем вывод: - что туман, лед, снег, сосулька, дождь, иней, град – это все вода.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Я приглашаю вас пройти в научную лабораторию для проведения исследований.
-Дети, какие свойства воды вы знаете?
Дети: вода – это жидкость +она прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, не имеет собственной формы, (рассказывают опыты, которые уже мы проводили).
Воспитатель: -как вы думаете, вода может быть хорошим растворителем и растворять вещества? Дети: - Да может.
Воспитатель: -Давайте проверим, так ли это?
Опыт 1.
Добавляем в разные стаканы сахар, соль, песок, растительное масло, размешать ложкой. Сахар и соль в воде растворились, а песок и масло нет. Почему же песок и масло не растворились, вы наверно плохо перемешали?
Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды.
Воспитатель: - почему вода стала цветной?
Дети: - потому что краска в ней растворилась.
Опыт 2.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас закройте, глаза я вам что-то положу в ладонь (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь).
Воспитатель: - Скажите, что это?
Дети: - лёд.
Воспитатель: - Какой он по температуре? по весу?
Дети: по температуре лед холодный, по весу легче, чем камень, но тяжелее, чем пёрышко
Воспитатель: - ребята, какой лёд на ощупь твёрдый или мягкий?
Дети: - твёрдый
Воспитатель: - Что с ним происходит?
Дети: - Он тает и превращается в воду.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - потому что ладонь теплее, чем лёд.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте лед положим в воду и посмотрим, что с ним произойдет?
(дети опускают лед вводу и видят, что лед не тонет).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему лед не тонет?
Дети: - Лед не тонет, потому что он легче воды.
Воспитатель: - Исходя из этого, какой можно сделать вывод? Что можно сказать про лёд?
Дети: лёд – это замороженная вода.
Воспитатель: - Правильно ребята, молодцы - лед это замороженная вода.
Опыт 3.
Воспитатель: - Ребята, что это- (показываю термос)
Дети:- Термос
Воспитатель: Ребята, для чего люди используют термос?
Дети:-ответы детей
(Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.
- как вы думаете, что будет, если я открою крышку?
Дети:- от туда пойдет пар.
Воспитатель: - а, давайте проверим, правильно ли вы думаете? (я открываю крышку из термоса идет пар.)
А сейчас я возьму зеркало и поднесу его к пару, как вы думаете, что произойдёт?
Дети:- зеркало будет мокрым.
- Подношу к отверстию зеркало., что появилось на зеркале? (Капельки воды.)
- Откуда они взялись? (пар.)
Воспитатель: - Ребята, так значит пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар.
Воспитатель: - Ребята, где, в домашних условиях, можно увидеть пар?
Дети: - Пар идёт из кипящего чайника, из кастрюли
Вывод. Вода может находиться в трё х состояниях:
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкая – это обычная вода.
Физкультминутка. “Дождь”.
Дождь, дождь!
Надо нам расходиться по домам. (Дети шагают на месте)
Гром! Гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек. (Дети прыгают на месте)
Град, град! Сыплет град.
Все под крышами сидят. (Дети приседают, хлопают в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Дети шагают на месте)
Часть 5.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?
Дети: человеку, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужна вода человеку, животным, растениям, рыбам? Дети отвечают и находят картинки на столе, а я приклеиваю их на плакат.
Воспитатель: Что произойдёт, если- на земле будет много воды?
Дети: все затопит.
Воспитатель: - Молодцы, А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
Дети: Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Поэтому воду необходимо беречь, так как реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Воспитатель: - Теперь как настоящие исследователи мы можем сделать вывод:
-Что вода – это жизнь.
-Без воды все живое на свете погибнет.
-У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
Воспитатель: - Молодцы ребята, наше занятие подошло к концу.
Рефлексия: 1. Ребята, что необычного мы сегодня свами увидели?
2. что вам было трудно?
3. Что легко?