елена якушенко
Сценарий праздника «Масленичные забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Репьевский детский сад «Солнышко»
Методическая разработка
Разработала: инструктор по
физической культуре
Якушенко Е. А.
Репьевка 2017 г.
Цель: Приобщение детей к русским традициям, к родной культуре.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленица, ее символами, традициями;
Публикация «Сценарий праздника „Масленичные забавы“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю;
- развивать интерес к русскими народными играми; учить в них играть, развивать быстроту, ловкость, внимание.
Предварительная работа: Выучить стихи про масленичную неделю, провести беседу о праздновании Масленицы, выучить заклички, разучить игры.
Приоритетные образовательные области: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно – эстетическое».
Оборудование: АРМ педагога, сетка волейбольная, мягкие модули, шарики, канат, детали снеговика, деревянные лошадки, русская – народная утварь.
Ход образовательной деятельности.
(Звучит русская народная музыка выходит ведущий)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие! Вот и кончается зима. Много весё лых затей она нам дарила: снежные горки, лыжи, санки, снежки, ледяные крепости. Издавна на Руси, в феврале, последнем месяце зимы, устраивали народные гуляния, провожали зиму, и назывался этот праздник Масленица. В эти дни ходили в гости и угощали друг друга блинами. Праздник есть праздник. А какой же праздник без гостей, весёлых песен, плясок, шуток. В хороводе мы пойдём, и Масленицу дружно позовем.
Хоровод. Приходи к нам Масленица
(Выходит Масленица)
Ведущий: Здравствуй, сударыня Масленица! На долго ли к нам пожаловала?
Масленица : Всего лишь на семь денёчков. Первый день – встреча, седьмой – проводы.
Ведущий: А с чем ты к нам пришла?
Масленица : Встречайте меня радостью, сытостью и довольством.
Масленица : А хорошо ли вы меня ждали – дожидались?
Ведущий: Сильно ждали, крепко дожидались, правда, ребята (Ответ детей)
Масленица : Ребята, а блиночков вы хотите. (Ответ детей, а поможете мне их испечь (Ответ детей, тогда давайте начинать.
Игра «Месим, месим тесто»
Масленица.
Разведем скорее тесто,
Испечем блины мы вместе.
Молоко в кастрюлю влили (вливает)
И насыпали муки (насыпает,
Посолили, подсластили (кладет все по тексту,
Размешали, развели (половником перемешивает все).
Месим, месим, месим тесто (З раза)
Эх, растекайся наш блин,
Растекайся большой (2 раза)
Да не лопайся.
Ребята стоят кругом, держась за руки. В ритм словам: «Месим, месим, месим тесто», (повторяют 3 раза) медленно сходятся. А припевая песенку: «Эй, растекайся блин.» — расходятся широким кругом, растягивая его до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит рук и «блин» не лопнет.
Кто рук не удержал, того ставят в круг.
Снова «месят» «тесто» и «разливайся блин».
И так хоровод постепенно уменьшается, т. к. ребята, не удержавшие рук при натяжении «блина», уходят стоять в середину круга.
Масленица :
Открывайте шире дверь (подходит с кастрюлей к кухне).
Все поставим в печь теперь (уходит на кухню, там остается).
Ведущий. А пока блины пекутся, вкусными да румяными, мы с вами, ребята, будем играть, и веселиться и про праздник Масленицу много узнавать.
Каждый день Масленицы имел своё название и свои забавы.
Ведущий:
Понедельник – встреча. В этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.
Так давайте с вами будем чтить традиции и слепим снеговика и поиграем в снежки.
Конкурс: «Собери снеговика»
(Дети по очереди бегут к мягкому модулю и прилепляют части снеговика к нему, и возвращаются обратно, передовая эстафету друг другу)
Конкурс: «Снежки»
(Дети делятся на две команды, натягивается сетка. Команда старается как больше перекидать снежков на противоположную сторону своего соперника. У чьей команды окажется больше снежков, та команда и проиграла.)
Ведущий:
Вторник – заигрыш. В этот день дети и молодёжь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на неё одежду, обували в лапти и возили по деревням – поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.
(Выносится кукла – Масленица)
А не пора ли и нам силой помериться, да не простой силой, а силой голоса.
Игра – заигрышь: «Кто кого перекричит»
«Ой Масленица – кривашейка, покатай-ка ты меня хорошенько».
«Ой Масленица – это я иду потеряла саласочки никак не найду»
(дети делятся на две группы, каждой группе дается кричалка и дети должны перекричать друг друга, кто перекричит тот и победил.)
Ведущий:
Среда – лакомка. В этот день начинали кататься с гор взрослые, также катались на тройке лошадей с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими Масленичными яствами.
Давайте и мы с вами покатаемся на тройке с бубенцами.
Конкурс: «Кони»
(Дети делятся на три команды по три человека, берут муляжи коней и по сигналу бегут в тройке, кто быстрее преодолеет все препятствия тот и победит)
Ведущий: Четверг – широкий, разгуляй-четверток. В этот день веселье усиливалось. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем. Хоровод заведём, дружно все запоём.
Хоровод: «Весну звали»
Ведущий:
Ой, давно-давно это было, да и по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться. А теперь приглашаем самых сильных посостязаться, наших мальчиков.
Конкурс: Канат
(Мальчики делятся на две команды и тянут канат, кто перетянет тот и победил)
Пятница и Суббота – посиделки. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. Угощали друг друга, велись разговоры о житье - бытье.
Давайте и мы сходим в гости к нашей Масленицы
Русская народная игра «Кострома» переделанная на «Масленица»
Ах, где ты моя, Масленица,
Ах, где государыня моя?
-Дома Масленица?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как - будто прядут)
Ах, где ты моя, Масленица,
Ах, где государыня моя?
-Дома Масленица?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие
вьюшки)
Ах, где ты моя, Масленица,
Ах, где государыня моя?
-Дома Масленица?
-Дома!
-Что делаешь?
-Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)
Ах, где ты моя, Масленица,
Ах, где государыня моя?
-Дома Масленица?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула.
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как - будто спят)
(Тихо) Ах, где ты моя, Масленица,
Ах, где государыня моя?
-Дома Масленица?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)
Ах, где ты моя, Масленица,
Ах, где государыня моя?
-Дома Масленица?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда).
Ведущий: Спасибо Масленица повеселила ты нас, ребята, а как вы думаете, что в последний день Масленицы делал частной народ. (Ответы детей)
Воскресенье – прощённый день. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «И ты меня прости», - отвечали на это. В знак примирения целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, всё равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.
Игра: «Прости меня»
(Дети делятся на две группы и становятся в две шеренги. По очереди подходят друг к друг просят прощения и обнимаются)
Ведущий: А потом при всём народе сжигали чучело Масленицы. Это означало, что Зима закончилась, пришло время Весне. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.
Ведущий:
По старинному русскому обычаю, давайте с почетом простимся с зимой, поиграем в игру ручеек
Игра «Ручеек»
Ведущий:
Хорошо мы погуляли,
И уже проголодались.
Масленица, не скупись,
Блинчиками поделись!
Масленица. Блины, блины!
Только что испечены!
Угощенье мое получайте,
Веселитесь, друзья, не скучайте! (Вытаскивает из печи)
Ведущий:
Спасибо тебе, Масленица, за угощенье!
Ребята, мы все на Масленице побывали,
Как праздновать ее узнали.
Масленица, прощай!
На тот год приезжай!
А мы с вами будем песни масленичные слушать,
Да блины кушать! (Угощение блинами)
(Всех угощают блинами и веселятся)
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП. : Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.