Ольга Сагель
Конспект занятия «Радуга» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия № 3 по познавательному развитию в подготовительной группе. Учебное пособие Плешакова А. А. «Зелёная тропинка» стр. 8. Программа «Преемственность» Федосовой Н. А.
Публикация «Конспект занятия „Радуга“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Тема: Радуга. Цель: Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Задачи:
1. Обучающая: продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, -умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений: как? почему)
2. Развивающая: развивать связную речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления конструктивных и творческих способностей (-формировать навыки художественного труда.
-умение обсуждать со взрослыми и сверстниками результаты опытов.
выполнять в жизни правила безопасного поведения;
-способность следовать инструкциям взрослых).
3. Воспитательная: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.
Оборудование: аудиозапись «Раз, два радуга», изображение цветной радуги- явления природы, картинка сказочной радуги, разноцветные дуги,
НОД:
I.Орг. момент. Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Стараться будем мы, трудиться.
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Мы почти ученики.
II. Вдруг раздаётся звонок мобильного телефона.
- Ребята, нам пришло видео письмо. Что будем делать? (Ответы)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне почти 4 годика. Говорят, что в группе «Малышарики», очень умные и отзывчивые ребята; добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? (пауза) Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга», когда она появляется и почему. Жду видеописьмо …. Спасибо! -Ну-у, и что будем делать? (ответы)
- Поможем Кате? А с чего начнем? А давайте сначала ответим на вопрос: -Какое сейчас время года? Почему вы так решили?
III.Вдруг слышен шум (шум дождя).
В-ль: – Что это за шум, как вы думаете? (дождь)
На экране появляется картинка – дождь над озером… радуга…
В-ль: - Действительно, сейчас осень, чаще идут дожди.
- А как радуга появляется, отчего? Что для ее появления необходимо? А только ли после дождя она появляется?
Вдруг слышен грохот (гроза, молния) – на экране радуга рассыпается на дуги, остается только фиолетовое небо.
-Ой, рассыпалась. Что же теперь делать? (ответы)
-Попробуем собрать?
- Вы помните, сколько цветных дуг в радуге?
- В каком порядке?
-Что необходимо для появления радуги? (Вода) -Поэтому, нам нужно узнать некоторые секреты воды, тогда и радуга наша восстановится. Любите секреты?
IV. 1. Тонет - не тонет?
В сосуд с водой дети кладут мелкие стеклянные шарики и большие пластмассовые. Маленькие тонут, а большие плавают. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот.
- Вот, ребята, и в озере мы можем увидеть, как плавают палочки, бревна, даже деревья после сильного ветра, а вот камни лежат на дне водоема. А если в воду кидать мусор, то он утонет, и купаться там будет опасно. Почему опасно?
(получили оранжевую дугу)
На доске крепится оранжевая дуга. (раскрашиваем в пособии)
2. Объем.
- Что у вас на столе? Что можно сделать?
Две емкости с водой - один узкий высокий стакан, а второй низкий и широкий. Детям кажется, что воды в высоком стакане больше. Они переливают воду в одинаковые сосуды и убеждаются, что воды равное количество.
- Действительно, по величине поверхности, по ее форме, нельзя угадать количество воды в сосуде или водоеме. Так и озера, и лужи могут быть небольшими, но очень глубокими, и наоборот, большими, но мелкими. (получили желтую дугу)
На доске крепится желтая дуга. (раскрашиваем в пособии)
3. Заставим яйцо плавать.
- Посмотрите, ребята, что это на экране? (Земной шар)
- А почему он синего цвета?
- Потому что на нашей Земле очень много морей, океанов, рек и озер. А кто знает, чем же отличается морская вода? Она соленая.
- Хотите увидеть, чем же она еще отличается?
Стакан с водой, опускаем в него сырое яйцо. Яйцо утонуло, потому что оно тяжелее и плотнее воды. Во второй стакан дети добавляют несколько столовых ложек соли и размешивают ее. Снова опускаем яйцо в стакан, теперь оно не тонет. Можно на него надавить пальцем, яйцо все равно выпрыгнет на поверхность.
Воспитатель говорит о наличии в природе соленой и пресной воды, что в реках и озерах только пресная вода, а в морях и океанах – соленая. И соленая вода действительно имеет большую плотность, поэтому выталкивает предметы. Как вы думаете, где легче учиться плавать: в море, где вода солёная, или в речке, где пресная вода?
(получили зеленую и голубую дуги)
На доске крепится зеленая и голубая дуги. (раскрашиваем в пособии)
V.(физкультминутка)
Гляньте: радуга над нами,
Над деревьями
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
VI.- Сколько же цветов радуги нам не хватает? (одной) Позвольте теперь мне попробовать ее вернуть.
В-ль демонстрирует опыт с водой с появлением радуги.
- Посмотрите! Наша радуга сияет всеми цветами! На белом фоне (потолке) появились искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капельки воды.
- Теперь мы знаем, что радуга появляется не только после дождя – мы видели ее даже в нашем помещении. Что для этого нам понадобилось? (вода, зеркало и солнечный свет).
VII.-Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга —там можно обнаружить клад.
- Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?
-Да, радужное настроение - веселое, полное надежд.
VIII. РефлЕксия:
-Когда появляется радуга?
- Почему появляется радуга?
- Почему радуга разноцветная?
- Сколько в ней цветов?
-Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?
- Кто узнал что-то новое на этом занятии?
- Давайте так: те ребята, кому сегодняшнее путешествие понравилось, опустят на наш водоем (ёмкость с водой) цветочек (вырезанные из разноцветного картона небольшие цветочки).
- Вот какой красивый, яркий, веселый пруд нам удалось сегодня воссоздать.
- Спасибо вам за работу, а Кате мы вышлем диск
- И радуга приготовила вам свой подарок
Ну –ка, все мы встанем в круг.
За руку взял друга друг.
Будем рядышком стоять,
Улыбаться и махать.
Почти час мы занимались,
И немножко баловались.
А теперь, детвора,
Отдыхать и вам пора! (вручает детям медальки-радуги).