Головина Наталья Михайловна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять кругозор; обогащать знания о нашей Родине; активизировать речь; познакомить с жизнью и бытом народов Севера, воспитывать уважение к чужой культуре, образу жизни; обобщать знания детей, полученных ранее.
Материалы к занятию :
1. картина с изображением тундры в зимнее время.
2. эскизы, фотографии, рисунки национальной одежды, обуви.
3. изображение оленей запряженных в упряжку.
4. иллюстрация жилья (чума) народов Севера.
5. изображение северного сияния.
6. ягоды: морошка, брусника, клюква.
7. накидки белого и серого цвета для детей танцующих танец.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе, „Путешествие в страну вечной мерзлоты“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
8. цветик-семецветик.
9. национальная музыка
10. одежда или элемент национальной одежды для хозяйки чума.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом цветик – семецветик. Закрываем глаза, обрываем один лепесток и произносим волшебные слова:
«Ты лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Хотим оказаться на Крайнем Севере.
Открыв глаза, дети и воспитатель начинают «трястись» от холода и, если быстро не одеться, то можно замерзнуть.
В: У жителей Севера одежда особая. Местная одежда называется малица.
Шапка к шубе пришивается,
Рукавички к рукавам.
Это северная малица
Очень просто называется,
Очень быстро одевается
Через голову: раз-два.
Местная обувь – бурки. Вся одежда шьётся из шкур оленей.
Ребенок:
У Иришки бурки из оленей шкурки
Теплые – претеплые, топают и топают.
Белые – пребелые, бегаю и бегают.
Где они? Да вот они, их попробуй, догони.
В школе были, дома были, за водой к ручью ходили.
И промокли невзначай.
И сидит Иришка в стареньких ботинках.
Новенькие бурки сохнут у печурки.
В: Теперь мороз не страшен, можно и оглядеться.
Рассматривая изображение тундры, замечают: скудная растительность, корявые низкорослые деревья и кустарники, все покрыто толстым слоем снега и льда, гуляет поземка и, на сотни километров вокруг нет ни одного человеческого жилья. И ко всему этому сейчас время полярной ночи.
В: Но нам повезло. Я вижу оленью упряжку.
(Рассматривают иллюстрацию оленьей упряжки.).Сани называются нарты; длинный шест которым погоняют оленей хорей. На нартах сидят люди.
Дети подробно описывают внешний вид. Жители невысокие ростом, коренастые, смуглые; с черными, прямыми волосами. Небольшие глазки – щелочки обрамляют прямые черные ресницы, защищающие, как щеточки, глаза от колкого снега.
В: Оленеводы предлагают нам сесть на нарты и ехать с ними в стойбище, а то погода начинает портиться. Как вы думаете, какие люди могут жить в таких суровых условиях?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, любящие свою малую Родину.
В: и хоть условия здесь суровые, но люди здесь удивительно добрые и открытые, и никогда не оставят человека в беде.
Дети садятся на стульчики.
В: хоть погода окончательно и испортилась и люди устали, они не торопятся идти в свои дома – чумы. Люди кормят и укрывают оленей. Почему же они так трепетно относятся к этим животным?
Дети: Олень – это верный друг, теплая одежда, пища, средство передвижения, а еще теплый дом, в который нас и приглашают хозяева.
Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.
Чум, чум – круглый дом!
Побывайте в доме том.
В нем всего одна стена.
Очень круглая она.
В круглом доме круглый год,
Стенка водит хоровод.
Дверь не закрывает,
В гости приглашает
Гости явятся едва,
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится
Угостить торопится.
Радушная хозяйка в национальной одежде, под национальную музыку угощает всех морсом из северных ягод.
В: Как хорошо! К тому же и буря уже совсем стихла, и нанебе появилось северное чудо, которое зовется Северным сиянием.
Ребенок читает стихотворение Ю. Шесталова «Северное сияние»
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Ой, горит большой костер
Выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает.
Он блестит – не согревает.
Мерзнут горы и леса,
Коченеют небеса….
Кто зажег огонь чудесный
Золотой костер небесный?
Не живет ли в вышине
Великан могучий?
Не печет ли на огне
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
Северного неба.
В: Ребята, пора в обратный путь. Уже и олени запряжены.
Звучит песня. Музыка Фраткина, слова Пляцковского; дети исполняют танец.
В: вот мы и вернулись туда, откуда нас увозили нарты. С помощью цветика – семецветика возвращаемся в группу.
Открывают лепесток и вновь говорят волшебные слова.
«Ты лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Хотим оказаться на Крайнем Севере».
Открыв глаза, оказываются у себя в группе.
В: Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
Дети: Катались на нартах, надевали малицу, бурки, подгоняли оленей с помощью хорея. Узнали о полярной ночи и полярном дне, слушали необычную музыку, протяжную, как сама тундра. Побывали в чуме, и пили волшебный напиток из брусники, морошки, клюквы, любовались Северным сиянием.