Елена Куликова
Конспект занятия «Стихотворение А. С. Пушкина» Унылая пора! Очей очарованье
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…»
Цель: совершенствование навыка слушать и выразительно читать наизусть стихотворение.
Задачи:
Образовательные: продолжить учить выразительно читать стихотворения, замечать изобразительно- выразительные средства. продолжить знакомство с творчеством и жизнью русского поэта А. С. Пушкина, чтение стихотворения Унылая пора! Очей очарованье…»
Публикация «Конспект занятия „Стихотворение А, С, Пушкина“ Унылая пора! Очей очарованье» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Развивающие: развивать речь и мышление, совершенствовать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения.
Воспитательные: воспитывать чувство любви и интереса к литературному чтению, видеть прекрасное в окружающей среде.
Словарная работа: багряные листья, пурпурный, трава пожухла, очаровательная осень, хмурая осень.
Предварительная работа:-Беседы об осени;-
чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
-разучивание стихов и поговорок об осени;
-слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»;
-рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы;
-рисование на занятиях по ИЗО -деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
-Наблюдение за деревьями на прогулке;
-Поделки из природного материала;
Ход занятия
Звучит аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»
Воспитатель: Какая изумительная музыка. Ребята, о каком времени года напоминает вам эта музыка? (Ответы детей)
Воспитатель: Да в музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло.
Воспитатель: кто из вас помнит, кто написал эту музыку? (ответы детей)
Воспитатель: какие осенние картины вы представляете при прослушивании?
Ответы детей:
-мне кажется, что светит солнце, летят разноцветные листочки.
-мне кажется, что моросит дождь и воет ветер.
Воспитатель: что помогло композитору передать осеннее настроение?
Ответы детей: Композитору помогли звуки и музыкальные инструменты.
Воспитатель : чем еще можно выразить свое настроение?
Ответы детей: Настроение можно выразить не только звуками, но и цветом.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу. Выберите лист бумаги, цвет которой соответствует вашему настроению, и изобразите осень (дети выбирают бумагу по своему настроению и графически передают свое настроение. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». По окончании дети рассказывают о том, что они хотели изобразить.
Физкультминутка «Листья»
Знают взрослые и дети,
ветер кружит листья эти,
как пастух незримый вроде
ветер листья хороводит.
Те же весело кружатся
и нам под ноги ложатся.
Если бегать не спеша,
слышно как они шуршат
под ногами там и тут -
детям песенку поют.
Воспитатель: В своих произведениях осень воспевают и поэты. Послушайте, как красиво писал об осени А. С. Пушкин. Дети читают стихотворение А. С Пушкина «Унылая пора очей очарованье!»
«Унылая пора очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса»
Вопросы: Какую пору описывает в своём стихотворении А. С. Пушкин? (иллюстрация осеннего пейзажа)
А почему осень – это печальное время года? (Ответы детей)
Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались художники, поэты, музыканты.
Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало? (Грусть, печаль).
Какой образ осени возник у вас перед глазами? (Ответы детей).
Поэт говорит «скучная пора». Почему он так назвал осень? (Ответы детей).
Воспитатель: осень бывает разная - дождливая, холодная, а бывает и красивая, волшебная. За ее красоту люди придумали об осени красивые слова.
Игра «Осенние слова» (дети берут по осеннему листочку и придумывают слова об осени)
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: очень красива осень в своем золотом наряде. Посмотрите на картину художника Левитана «Золотая осень»
репродукция картины Левитана «Золотая осень». Как вы думаете, какое время года изображено на этой картине?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему осенью листву называют золотой? Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона. Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца.
А теперь скажите, о каком периоде осени следующее пушкинское стихотворение (ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало») :
репродукция картины Поленова «Холодная осень».
«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора…»
Педагог: Какой период осени описан в стихотворении? (Поздняя осень)
Как это вы поняли? (Ответы детей).
Какие признаки глубокой осени описал в своём стихотворении А. С. Пушкин? Назовите эти образные признаки (Реже солнышко блистало, короче становился день, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу, стоял ноябрь уж у двора). Правильно! Вот она какая, поздняя осень, вот как её изобразил поэт.
Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с печальным шумом
обнажалась»? (Облетают листья с деревьев, кружатся в воздухе, падают с шуршанием на землю.)
Подумайте, почему летний шум листвы в лесу, кажется нам весёлым, а осенний – печальным? (Ответы детей.)
Педагог: Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало? (Грусть, печаль). Какой образ осени возник у вас перед глазами? (Ответы детей).
Поэт говорит «скучная пора». Почему он так назвал осень? (Ответы детей).
Игра "Хорошо - плохо"
Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Но ведь осень не только печальное время года. Осенью люди радуются золотым и багряным нарядам природы, хорошему урожаю. Придумайте радостное предложение об осени, возьмите листок и скажите его так, чтобы нам стало ясно, что вы радуетесь осенней природе (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы с вами не видели художника, не слышали его голоса, но как ярко рассказал нам об осени. Что помогло вам увидеть красоту осени?
Ответы детей: красоту осени нам помогли увидеть звуки музыки, стихи поэта. Краски художника.
Воспитатель: Художники, поэты, композиторы воспевали осень в своих произведениях поэты-стихами, художники - красками, композиторы- музыкой.