Климова Галина Константиновна
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Прогулка в весенний лес»
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №85»
по Познавательному развитию с детьми старшей группы
по теме «Прогулка в весенний лес».
Воспитатель – Климова Галина Константиновна
город Нижний Новгород
апрель 2023 год
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы „Прогулка в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
Закрепить и обобщить приметы ранней весны;
Обогащать представления детей о природе;
Развивать познавательный интерес к миру природы и познавательную активность;
Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи;
Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе;
Развивающие :
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.
Предварительная работа:
Беседы о весне (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, прогулки в лес.
Материалы и оборудование:
Конверт, картинки с признаками весны, цветок, объёмная игрушка -Мудрая сова, макеты деревьев (берёза, ель, рябина, дуб, клён,макеты «Подснежники», «Мать -и-мачеха», картинки «Зимующие и перелётные птицы», фигуры лесных животных, запись «Голоса птиц».
1. Приветствие гостей.
2. Организационный момент.
Воспитатель:
«Из-за гор, из-за морей
Мчаться стаи журавлей
Ручейки везде поют …
А в лесу подснежники цветут.
Ребята, когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Скажите, а какой месяц за окном?
Дети: Март!
Воспитатель: Март – это первый весенний месяц. Какие ещё весенние месяцы вы ещё знаете?
Дети: Это апрель и май!
Воспитатель: Есть народная пословица, которая может рассказать о каждом из них.
- Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы, думаете, почему так говорят? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы догадались, что к нам пришла весна? Что происходит весной в природе?
(Дети называют, воспитатель показывает опорные картинки)
- день становится длиннее, а ночь короче;
- солнце светит ярче и греет землю;
- тает снег и бегут ручьи;
-звенит весенняя капель;
- появляются проталинки.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сюрпризы?
Дети: Да!
Воспитатель: Мудрая Сова, как раз и подготовила для вас сюрприз!
Она приглашает нас с вами на прогулку в весенний лес, в котором она живёт. А прежде чем отправиться в весенний лес, я должна вас спросить ….
- Вы знаете правила поведения в лесу?
Дети: Да, знаем! ( Оветы детей: Не кричать, не топтать растения, не ломать ветки деревьев, не мусорить, не рвать цветы и т. д….)
Тогда….отправляемся!
(Звучи музыка. Дети берутся за руки и идут)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с лесом!
Физкультминутка «Здравствуй, лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны.)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх, покачивания вправо - влево.)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь направо и налево.)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем.)
Ты же видишь - мы свои. (Руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)
Воспитатель: Ребята вот мы с вами и в весеннем лесу! Посмотрите, как здесь красиво! Как много деревьев и какие они разные!
Воспитатель: Ребята, как изменилась жизнь деревьев после долгого зимнего сна?
Дети: На деревьях набухают почки. Скоро появятся первые листочки.
Воспитатель: Ребята, а почему деревья так важны для нас?
Дети: Они дают нам кислород и очищают воздух, которым мы дышим. Поэтому очень важно беречь деревья; деревья – наши самые большие друзья; без них не смог бы существовать человек и все живые существа.
Недаром говорят: «Леса – наше богатство».
Воспитатель: Ребята, а сейчас Мудрая Сова хочет узнать, хорошо ли знаете вы деревья. (Достаю и открываю конверт). Она приготовила для вас загадки! Я читаю загадку, а вы отгадываете и показываете какое это дерево.
1. Весной роняет слёзы белая (Берёза).
2. Весною зеленела
Летом загорала
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
3. Каждый год на нём с охотой
Вырастают вертолёты
Жаль, что каждый вертолёт
На один сего полёт! (Клён)
4. Он могучий
Крона-в тучах!
В Кроне жёлуди видны
И не зря к нему приходят
Ранним утром кабаны. (Дуб)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель и сосна)
Воспитатель: Ребята, как называются деревья, на ветках которых растут листочки?
Дети: Это лиственные деревья!
Воспитатель: Ребята, как называются деревья, на ветках которых растут хвоя?
Дети: Это хвойные деревья!
Воспитатель: Ребята, а какие виды леса вы знаете?
Дети: Хвойный лес.
Лиственный лес.
Смешанный лес!
Воспитатель: В каком лесу живёт наша Мудрая Сова?
Дети: Смешанный лес!
Воспитатель: Ребята, Мудрая Сова подсказывает нам, что в её лесу появились первоцветы. Кто поможет их найти и сказать, как он называется, А поможет мне… ( На проталинке две композиции: Подснежники и Мать - и- мачеха).
Воспитатель: Ребята, а можно рвать в лесу цветы?
Дети: Нет!
- 1 ребёнок «Мы сорвём цветок и он погибнет, А природа создала его для того чтобы им любовались люди, звери, птицы и все живые существа».
2 ребёнок «Летом на месте цветка появятся семена. Они осыпятся и на следующий год из них вырастет ещё больше таких красивых цветов.
3 ребёнок «Подснежник занесён в Красную книгу. Кто его срывает, тот нарушает Закон нашего страны».
Воспитатель: Наша прогулка по весеннему лесу продолжается. Мудрая Сова снова приготовила для вас Задание.
- С приходом весны в наш родной край: леса, сады и парки возвращаются из тёплых стран птицы.
- Как они называются?
Дети: Перелётные. (Грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, журавли….)
Воспитатель: А почему они улетают?
Дети: Нет корма.
Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие…. ( Всеядные: ворона, сорока, воробей, дятел, голубь, сова, дятел, синица).
Воспитатель: Чем заняты птицы весной?
Дети: Птицы весной вьют гнёзда, чтобы отложить яйца, из которых появятся птенцы.
Воспитатель: Нас снова ждёт задание от Мудрой Совы. У меня на столе разложены картинки птиц. Давайте поделимся на две команды: Девочки и Мальчики. Девочки, отберут картинки «Перелётных птиц», а мальчики «Зимующих». (Подведение итога)
Воспитатель: Ребята, а наша прогулка продолжается. Мудрая Сова снова приготовила нам конвертик с заданием. Скажите мне, а вы знаете, лесные животные просыпаются весной после зимней спячки?
Дети: Медведи, барсуки, ежи. (Выставить картинки)
- Кто весной меняет шубку с белой на серую?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: От кого зайчику приходится постоянно убегать?
Дети: От волка и лисы.
Воспитатель: Какой зверёк меняет оранжевую шубку на серую?
Дети: Белка.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. (Дети встают в круг.
Игра с мячом). Я называю взрослых животных, а вы детёнышей.
- у белки – бельчата
- у зайца – зайчата
- у волка – волчата
-у медведя - медвежата
- у лисы – лисята
- у ежа – ежата
у лося – лосята
у кабана – кабанята….
Итог: Вот и закончилась наша весенняя прогулка в лес.
- А что вам понравилось больше всего?
Вывод: Лес – это большой дом! Стволы деревьев – это стены. Кроны деревьев – это крыша, Пол - это Земля. В этом доме живут самые разные растения, деревья, кусты, травы и животные - насекомые, звери и птицы. В лесу все друг другу нужны! Никто их них не бывает лишним! А мы гости в этом доме!