Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ №13.
Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала».
Цель занятия : закрепить знание изученных тем путём тренировочных упражнений.
Задачи:
Образовательные: учить составлять предложения из слов, делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова, ставить ударение, делать звуковой анализ слов- выделять звуки в слове, давать им характеристику, различать на слух и по артикуляции гласные, твёрдые и мягкие согласные, продолжать знакомить с условным обозначением гласных, мягких и твёрдых согласных звуков.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Звуковой анализ. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Развивающие: развивать речь детей, развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа: повторить с детьми стихотворение: «Здравствуй лес», пальчиковую игру «У опушки дом стоит», стихи о гласных и согласных звуках, провести дидактические игры: «Составь предложение», «Подели слово на слоги», «Отгадай, какой это звук».
Материал : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, презентация (10 слайдов)
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель здоровается с детьми. Дети под музыку обходят вокруг стола и подходят к доске. Рассказывают стихотворение: «Здравствуй лес», «У опушки дом стоит».
Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся.
Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим.
Долгожданный дан звонок, начинается урок. (Воспитатель звонит в колокольчик)
- Дети садятся за стол.
- Проверьте готовность к уроку!
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”? (Мобилизовать внимание детей)
-Наше занятие пройдёт под девизом :
Будь внимателен! У тебя всё получится!
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
- На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
- Какие звуки мы называем гласными?
- Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
-Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)
- Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).
-Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
- Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.
- Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.
-Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)
- Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие)
-В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова
-Каким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки?
-Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя.
На предыдущем занятии мы научились определять твёрдость и мягкость согласных звуков, научились их различать. Познакомились с новым обозначением звуков.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы продолжим с вами учиться составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударение, делать звуковой анализ слов.
4. Физкультминутка
Под весёлые напевы
повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
2. Работа с наглядностью.
РАБОТА У ДОСКИ – составление предложений. (слайд №2)
Посмотрите на картинку. Придумайте предложение. Составьте схему предложения. Один человек выполняет задание у доски –составляет и записывает схематически предложение. Чтобы правильно выполнить это задание, к слову нужно поставить вопрос. А вы – выкладывайте карточки- схемы у себя на столе.
РАБОТА У ДОСКИ – деление слов на слоги. (слайд №3)
-Давайте вспомним, как делить слова на слоги.
-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите к ним находить домики-схемы. (слайд №4)
-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.
Чтобы определить количество слогов в слове. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.
РАБОТА У ДОСКИ Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые. (слайд №5)
3. Проверка выполнения задания.
Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили утку и утюг. Согласны? Почему?
Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Лук и лист. Вы согласны, что слова лук и лист начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове лук ([л]). Понаблюдайте за вашим язычком.
Теперь произнесите первый звук в слове лист. Что вы заметили?
Давайте сделаем звуковой анализ слов : лук и лист. (слайд №6)
Давайте выберем правильную схему к слову малина. (слайд №7)
4. Физкультминутка «Сова».(слайд №8)
По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
3 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Самостоятельная работа.
На карточках с картинками нарисованы домики для звуков. Дети выкладывают звуковые схемы слов :
Рак, оса, лист. (слайд № 9)
4. Итог занятия (слайд № 10)
Расскажите домашним, чему вы научились на занятии. Сыграйте с родителями в игры, в которые мы играли.
Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.
Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным,. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.