Ирина Белошицкая
Конспект занятия по ИЗО «Гжель: загадочный синий цвет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гжель загадочный синий цвет»
Задачи: Воспитать интерес детей к народным художественным промыслам, познакомить с особенностями и историей гжели. Формировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Материал: лист бумаги с силуэтом посуды, краску акварель, кисти, палитру, баночку с водой, посуда с росписью «Гжель»
Публикация «Конспект занятия по ИЗО „Гжель: загадочный синий цвет“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синий день
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия
-Здравствуйте ребята сегодня вы на нашем занятие узнаете много нового, и интересного. А в начале занятия я бы вам хотела зачитать стихотворения
Светлеет вода родниковая
И дыхание ветра свежеет
Расцветает Гжель – васильковая
Незабудковая Гжель!
Рядом с осинками в синих косынках
Синие грозди синих рябинок
Синие зори и синие птицы
С этой красой ничто не сравнится
Звонкими волнами кружатся краски
Чтобы блестели анютины глазки
Льётся узор под рукой мастерицы
Чтобы нигде он не мог повториться.
О чем это стихотворение ребята? (о росписи Гжели)
Вот именно Гжели и будет посвящен наш сегодняшний урок
Гжель – роспись фарфоровой посуды (тарелок, ваз, кружек)
--- Ребята, у кого дома есть посуда?
--- Без неё человеку никак не обойтись
--- Почему? (из неё мы едим, украшает дом)
--- Какая должна быть красивая посуда? (яркая, красочная)
--- Вспомните и скажите что изображено на вашей любимой кружке, тарелке.
--- Чтобы посуда радовала наш глаз, её украшают различными рисунками, росписями.
--- Ребята, посуда служит не только для того, чтобы из неё кушали, она украшает дом.
--- Сейчас я расскажу вам сказку, о том, как появилась посуда с голубыми цветами, которую называют Гжель.
«Как рассказывают старые люди, недалеко от Москвы в деревне Гжель жила-была бедная девушка Марийка. Была она сиротой, не было у неё ни отца ни матери, а жила она со старым дедом. Бедно было у них в доме, кроме голых стен, стола, лавки ничего не было. Старик лепил из глины игрушки да разную посуду.
Марийка носила на базар там и продавала. Так и перебивались дед с внучкой, а в те времена многие мастера лепили из глины игрушки да посуду. А девки и бабы сидели вечером песни пели, да посуду расписывали. Яркие красивые узоры у них получались с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Марийка с детства к этим занятиям привыкла, нравилось ей посуду разными диковинными цветами украшать. Так бы жили они с дедом дальше. Но случилась беда, занемог старый дед, слёг. Думала, думала Марийка, как же им теперь жить и решила пойти в работницы. Работы Марийка не боялась, работала
с утра до вечера, старалась, а хозяин не доволен - все больше работать заставляет, платит мало. Ушла Марийка из мастерской хозяина. Горько на душе, а сама уговаривает деда, просит: «Научи, да научи посуду делать». Дед упрямится: «Негоже ведь девчонке мужским делом заниматься». А потом на все рукой махнул. Марийка оказалась способной девчонкой, быстро научилась. Скоро и сама могла красивую посуду да игрушки делать. А дед все удивляется, и кувшин- то она делает наряднее, и игрушки веселей, чем другие. Стояла раз Марийка на базаре, продавала игрушки, что сама сделала из белой глины, в печи обжигая, расписывая яркими красками. Прошел мимо неё молодой парень. Полюбился он Марийке с первого взгляда, высокий, красивый, да и взгляд у него добрый. Прошел парень и на Марийку даже не взглянул, работу её не похвалил, хотя многие на её работу заглядывались, а Иван был мастером в соседней деревне. Обидно стало Марийке и решила она доказать, что её работы не хуже. Много дней и ночей думала Марийка, как свою посуду красиво сделать. Однажды сон ей приснился, будто входит Иван и говорит: «Вот Марийка принес я тебе голубую птицу, пусть она тебе и людям радость приносит.» И протягивает ей глиняную птицу причудливой формы и от этой птицы стало в горнице светло. Птица сама белая, а по ней синие узоры, снизу между собой переплетаются. Там и васильки и незабудки и речка синяя. Тут и проснулась Марийка, села за работу, а из головы та синяя птица не выходит. Руки сами за синей краской тянутся. Взяла она чайник и расписала его голубой краской. Смотрит на небо и кажется ей, что в нем сама птица поселилась. Даже дед с печи слез на это голубое чудо посмотреть. Положила Марийка чайник в корзину и бегом на базар, веселая, счастливая. В этот день ярмарка была в городе. Со всех деревень съехались мастера со своим товаром. И Иван приехал. Как увидел народ Марийкину посуду. Так и столпились вокруг неё. Тут и Иван подошел. Смотрит на веселую, счастливую Марийку, глаз отвести не может. А вскоре Марийка и Иван свадьбу сыграли. Вот и сбылся Марийкин сон – принесла синяя птица ей радость и всем людям.
-- ребята вам сказка понравилась?
-- если вы внимательно слушали, то вы поняли, откуда произошло слово Гжель.
-- обратите внимание, как мастер выделяет узором основные членения формы сосуда: тулово, горло, носик. Особая выразительность мазка и красота - в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя окраска набирается на одну сторону кисти, причем она распределяется на кисти неравномерно, к краю её больше, к середине краска, совсем истаивает. Кисть плотно кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями», с постепенным переходом от темного к светлому. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок».
-- В гжели используют различные элементы: сеточка, точки, волнистые линии, цветы. Синие розы – главный цветок гжели.
Ребята, а теперь вы попробуйте расписать вашу посуду, как настоящие художники.
Звучит спокойная музыка,дети работают. Рисуют на силуэтах красивый узор.
В конце занятия проводится выставка готовых работ.