МААМ-картинки

Конспект занятия «Музей кукол»

Инна Елизова
Конспект занятия «Музей кукол»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Цели: Познакомить детей с историей создания (появления) куклы.

Продолжать знакомить детей с понятием – музей, его экспонатами.

Закреплять названия кукол.

Приобщать к культуре русского народа.

Воспитывать интерес к рукотворному миру и бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека. Воспитывать уважение к истории народа.

Публикация «Конспект занятия „Музей кукол“» размещена в разделах

Ход занятия

- Ребята, сегодня у меня для вас новость. У нас в детском саду открылся музей. Расскажите, пожалуйста, что такое музей и что собрано в музее? (ответы-предположения). Правильно, музей-это место, где хранятся ценные вещи. А какие музеи есть в нашем городе? (ответы).

- Чтобы узнать, что собрано в нашем музее, я предлагаю отгадать загадку.

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять.

- О ком говорится в загадке? (ответы детей). Какие слова в загадке вам подсказали правильный ответ? (ответы детей).

- Наш музей называется «музей-кукол», в нём собраны разные куклы. Но перед тем как пойти в музей-кукол, я предлагаю вам вспомнить правила поведения, как надо вести себя в музее. (называют правила).

- Молодцы!

Всех ребят и всех гостей,

Приглашаем мы в музей

Экспонаты здесь такие

Непростые.

С детства каждому знакомы

Их в любом найдёте доме.

- Ребята, что такое экспонаты? (ответы детей) Давайте повторим и запомним это слово. (дети повторяют) А вы знаете кто работает в музее? Кто это? (ответы детей) Я буду вашим экскурсоводом.

(Звучит музыка «Битлз для малышей», дети входят в зал, где выставлены экспонаты)

- Ребята посмотрите, как много кукол. Что такое кукла? (ответы детей)

- Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. История куклы имеет такую же длинную историю, как и историю самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам, чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы. Ребята, а как вы думаете, кто придумал и сделал первую куклу? (ответы-предположения детей)

Педагог показывает экспонаты – Правильно, первобытные люди, они подбирали нужный камень, подрисовывали угольком глаза, рот, нос. Затем они находили отломленные толстые ветки, заворачивали их в шкуру дикого животного, так и появилась первая деревянная кукла. Прошло много времени, но дети продолжали играть деревянными куклами. Позже появилась матрёшка (воспитатель подводит детей и показывает) Это настоящая русская красавица. Кукла с секретом, что за секрет у матрёшки?

Воспитатель: (читает стихотворение)

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся.

- Ребята, а что можно сказать о матрёшках? (ответы детей) Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.

Физкультминутка "Нарядные Матрешки" под музыкальное сопровождение:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (показывает детям). Её лепили из глины и раскрашивали. Как вы думаете удобно играть такой куклой? Почему? (ответы детей)

- Верно, она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дней. Что это за куклы? (дети называют - Дымковскую, Каргопольскую, Филлимоновскую)

- А как вы думаете, какую куклу придумали потом? (ответы детей) Правильно, соломенную. Сначала собирали солому, затем варили, чтобы она была мягкой и блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот такая получалась кукла. (показывает детям) Ребята, а соломенной куклой удобно играть? Почему? (ответы детей)

(Подвести детей к пониманию того, что соломенная кукла уже интереснее, удобнее играть, с деревянной и глиняной, но она не прочная, легко ломается. Её нельзя одеть, раздеть, помыть.)

- Прошло ещё несколько лет, люди научились делать куклу из ниток (показывает) и тряпичную (показывает). Ребята, а почему их так называли? (ответы детей)

Воспитатель: (показывает по одной и рассказывает) Это кукла-пеленашка. А кто подскажет, почему она получила такое название? (ответы детей) Кукла-пеленашка – младенчик в платочке, запеленатый в пелёнку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали в колыбельку, чтобы малыш крепко спал.

Воспитатель показывает дальше

-Это кукла-берегиня. Почему её так называли? (ответы детей)

-Это кукла-скрутка. Почему она так называется? (ответы детей)

-Это барыня-травница, а ее, почему так называли? (ответы детей) Мешочек-юбочку наполняли душистыми и лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял болезни.

-Это кукла-утешительница. Ее, почему так назвали (ответы детей) Такую куклу родители давали детям, чтобы отвлечь от слёз и боли.

- А вот посмотрите, какие интересные куклы. Какие это куклы кто знает? (ответы детей) Правильно. Это бумажные куклы, а такими куклами удобно было играть? Почему? (ответы детей) Правильно бумажные куклы не прочные, они мнутся, рвутся и т. д.

- Затем появились фарфоровые куклы, как вы думаете удобно было играть такой куклой и почему? (ответы детей) Верно, они хрупкие и могли при падении разбиться.

- Потом человек изобрёл пластмасс, научился делать из неё кукол на кукольных фабриках. У таких кукол, какие особенности? (Дети даю развёрнутый ответ, что у таких кукол поворачивается голова, а стороны, наклоняется, сгибаются руки и ноги, её можно расчёсывать, одевать, раздевать, мыть)

- Так же человек изобрёл резину, научился делать резиновые куклы и раскрашивать в яркие цвета. (показывает детям) Такими куклами удобно играть? Почему? (ответы детей)

- Человек научился делать и музыкальных кукол, и говорящих, и кукол которые умели ходить, когда их держали за руку. Я предлагаю вам представить себя такой куклой.

Дети исполняют танец-импровизацию под музыку П. И. Чайковского «Мячики».

- Вот мы и познакомились с музеем-кукол, узнали много интересного о истории происхождения кукол. Ну, а теперь я предлагаю вам игру «Назови какая?».

Игра на словообразование.

Воспитатель: - (бросает мяч ребёнку и спрашивает)

Кукла, сделанная из глины – какая кукла? (ответ детей)

Глиняная кукла. (бросает мяч обратно воспитателю)

Из дерева – деревянная.

Из соломы – соломенная.

Из камня – каменная.

Из бумаги – бумажная.

Из фарфора – фарфоровая.

Из резины – резиновая.

Из тряпочек – тряпичная.

Из стекла – стеклянная.

Из пластмасса – пластмассовая.

Из металла – металлическая.

- А кукла, сделанная своими руками – самодельная, рукотворная.

- Молодцы, вы уже знаете какие бывают куклы. А сейчас я вам предлагаю присесть на подушечки, послушать отрывок из сказки и назвать её.

Аудио-запись сказки «Василиса-Прекрасная» Афанасьева (со слов «зато Василиса сама бывала, не ест…. Хорошо было жить ей с куколкой»).(называют название сказки)

- Ребята, а как вы думаете какая куколка была у Василисы-Прекрасной? Как она называлась? (ответы детей) А у нас в музее есть такая кукла? (ответы детей) Ребята вы хотели бы научиться делать тряпичную куклу-утешительницу, чтобы нам не было скучно и чтобы она утешала нас в трудную минуту? (ответы детей)

(Педагог предлагает детям занять рабочие места) Сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу указательный и средний пальцы)

И играла и плясала (пальцы рук бегают по столу)

До чего ж она устала (положить руки на стол растопырив пальцы)

Забралась под одеяло (кладут одну руку на стол, а другой закрывают её)

(объясняет работу изготовления куколки и по окончании работы поясняет)

В Древней Руси такую куклу называли куколкой-оберегом, она оберегала от беды, от болезней. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром». Давайте повторим. (дети повторяют и проговаривают слова)

- Ребята, вот мы и узнали какими куклами раньше играли. Научились делать. Вы все такие молодцы! Я предлагаю вам взять свою куколку и пойти потанцевать с ней.

Свободные танцевальные движения под муз. сопровождение П. И Чайковского «Новая кукла».

- Ребята, вам было интересно в музее-кукол? (ответы детей) Как называются предметы находящиеся в музее? (ответы детей) Кто проводит экскурсии в музее? (ответы детей)

- Ребята, я предлагаю оценить насколько вам интересно было в музее-кукол, своё отношение к экскурсии. (нарисовать смайлику улыбку)

- Спасибо, что посетили музей-кукол. А теперь пора прощаться. До свидания! (дети уходят в группу играть)

Публикации по теме:

Проект «Куклы, в которые мы играем»Проект «Куклы, в которые мы играем» Тема проекта: «Куклы, в которые мы играем»Вид проекта:творческийОбразовательные области:- Социализация; - Познание; - Коммуникация - Чтение.

Проектная деятельность в подготовительной группе. «Русская народная кукла»Проектная деятельность в подготовительной группе. «Русская народная кукла» Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь нашим деткам на примере народной игрушки расширить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Музей кукол»
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 15:44
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Музей кукол»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Елизова (УИ 333952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД