Инна Елизова
Конспект занятия «Музей кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цели: Познакомить детей с историей создания (появления) куклы.
Продолжать знакомить детей с понятием – музей, его экспонатами.
Закреплять названия кукол.
Приобщать к культуре русского народа.
Воспитывать интерес к рукотворному миру и бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека. Воспитывать уважение к истории народа.
Публикация «Конспект занятия „Музей кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Ход занятия
- Ребята, сегодня у меня для вас новость. У нас в детском саду открылся музей. Расскажите, пожалуйста, что такое музей и что собрано в музее? (ответы-предположения). Правильно, музей-это место, где хранятся ценные вещи. А какие музеи есть в нашем городе? (ответы).
- Чтобы узнать, что собрано в нашем музее, я предлагаю отгадать загадку.
Что всё это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
- О ком говорится в загадке? (ответы детей). Какие слова в загадке вам подсказали правильный ответ? (ответы детей).
- Наш музей называется «музей-кукол», в нём собраны разные куклы. Но перед тем как пойти в музей-кукол, я предлагаю вам вспомнить правила поведения, как надо вести себя в музее. (называют правила).
- Молодцы!
Всех ребят и всех гостей,
Приглашаем мы в музей
Экспонаты здесь такие
Непростые.
С детства каждому знакомы
Их в любом найдёте доме.
- Ребята, что такое экспонаты? (ответы детей) Давайте повторим и запомним это слово. (дети повторяют) А вы знаете кто работает в музее? Кто это? (ответы детей) Я буду вашим экскурсоводом.
(Звучит музыка «Битлз для малышей», дети входят в зал, где выставлены экспонаты)
- Ребята посмотрите, как много кукол. Что такое кукла? (ответы детей)
- Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. История куклы имеет такую же длинную историю, как и историю самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам, чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы. Ребята, а как вы думаете, кто придумал и сделал первую куклу? (ответы-предположения детей)
Педагог показывает экспонаты – Правильно, первобытные люди, они подбирали нужный камень, подрисовывали угольком глаза, рот, нос. Затем они находили отломленные толстые ветки, заворачивали их в шкуру дикого животного, так и появилась первая деревянная кукла. Прошло много времени, но дети продолжали играть деревянными куклами. Позже появилась матрёшка (воспитатель подводит детей и показывает) Это настоящая русская красавица. Кукла с секретом, что за секрет у матрёшки?
Воспитатель: (читает стихотворение)
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там ещё одна матрёшка
Улыбается, смеётся.
Хоть и жаль её ломать
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.
- Ребята, а что можно сказать о матрёшках? (ответы детей) Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.
Физкультминутка "Нарядные Матрешки" под музыкальное сопровождение:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (показывает детям). Её лепили из глины и раскрашивали. Как вы думаете удобно играть такой куклой? Почему? (ответы детей)
- Верно, она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дней. Что это за куклы? (дети называют - Дымковскую, Каргопольскую, Филлимоновскую)
- А как вы думаете, какую куклу придумали потом? (ответы детей) Правильно, соломенную. Сначала собирали солому, затем варили, чтобы она была мягкой и блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот такая получалась кукла. (показывает детям) Ребята, а соломенной куклой удобно играть? Почему? (ответы детей)
(Подвести детей к пониманию того, что соломенная кукла уже интереснее, удобнее играть, с деревянной и глиняной, но она не прочная, легко ломается. Её нельзя одеть, раздеть, помыть.)
- Прошло ещё несколько лет, люди научились делать куклу из ниток (показывает) и тряпичную (показывает). Ребята, а почему их так называли? (ответы детей)
Воспитатель: (показывает по одной и рассказывает) Это кукла-пеленашка. А кто подскажет, почему она получила такое название? (ответы детей) Кукла-пеленашка – младенчик в платочке, запеленатый в пелёнку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали в колыбельку, чтобы малыш крепко спал.
Воспитатель показывает дальше
-Это кукла-берегиня. Почему её так называли? (ответы детей)
-Это кукла-скрутка. Почему она так называется? (ответы детей)
-Это барыня-травница, а ее, почему так называли? (ответы детей) Мешочек-юбочку наполняли душистыми и лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял болезни.
-Это кукла-утешительница. Ее, почему так назвали (ответы детей) Такую куклу родители давали детям, чтобы отвлечь от слёз и боли.
- А вот посмотрите, какие интересные куклы. Какие это куклы кто знает? (ответы детей) Правильно. Это бумажные куклы, а такими куклами удобно было играть? Почему? (ответы детей) Правильно бумажные куклы не прочные, они мнутся, рвутся и т. д.
- Затем появились фарфоровые куклы, как вы думаете удобно было играть такой куклой и почему? (ответы детей) Верно, они хрупкие и могли при падении разбиться.
- Потом человек изобрёл пластмасс, научился делать из неё кукол на кукольных фабриках. У таких кукол, какие особенности? (Дети даю развёрнутый ответ, что у таких кукол поворачивается голова, а стороны, наклоняется, сгибаются руки и ноги, её можно расчёсывать, одевать, раздевать, мыть)
- Так же человек изобрёл резину, научился делать резиновые куклы и раскрашивать в яркие цвета. (показывает детям) Такими куклами удобно играть? Почему? (ответы детей)
- Человек научился делать и музыкальных кукол, и говорящих, и кукол которые умели ходить, когда их держали за руку. Я предлагаю вам представить себя такой куклой.
Дети исполняют танец-импровизацию под музыку П. И. Чайковского «Мячики».
- Вот мы и познакомились с музеем-кукол, узнали много интересного о истории происхождения кукол. Ну, а теперь я предлагаю вам игру «Назови какая?».
Игра на словообразование.
Воспитатель: - (бросает мяч ребёнку и спрашивает)
Кукла, сделанная из глины – какая кукла? (ответ детей)
Глиняная кукла. (бросает мяч обратно воспитателю)
Из дерева – деревянная.
Из соломы – соломенная.
Из камня – каменная.
Из бумаги – бумажная.
Из фарфора – фарфоровая.
Из резины – резиновая.
Из тряпочек – тряпичная.
Из стекла – стеклянная.
Из пластмасса – пластмассовая.
Из металла – металлическая.
- А кукла, сделанная своими руками – самодельная, рукотворная.
- Молодцы, вы уже знаете какие бывают куклы. А сейчас я вам предлагаю присесть на подушечки, послушать отрывок из сказки и назвать её.
Аудио-запись сказки «Василиса-Прекрасная» Афанасьева (со слов «зато Василиса сама бывала, не ест…. Хорошо было жить ей с куколкой»).(называют название сказки)
- Ребята, а как вы думаете какая куколка была у Василисы-Прекрасной? Как она называлась? (ответы детей) А у нас в музее есть такая кукла? (ответы детей) Ребята вы хотели бы научиться делать тряпичную куклу-утешительницу, чтобы нам не было скучно и чтобы она утешала нас в трудную минуту? (ответы детей)
(Педагог предлагает детям занять рабочие места) Сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла (шагают по столу указательный и средний пальцы)
И играла и плясала (пальцы рук бегают по столу)
До чего ж она устала (положить руки на стол растопырив пальцы)
Забралась под одеяло (кладут одну руку на стол, а другой закрывают её)
(объясняет работу изготовления куколки и по окончании работы поясняет)
В Древней Руси такую куклу называли куколкой-оберегом, она оберегала от беды, от болезней. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром». Давайте повторим. (дети повторяют и проговаривают слова)
- Ребята, вот мы и узнали какими куклами раньше играли. Научились делать. Вы все такие молодцы! Я предлагаю вам взять свою куколку и пойти потанцевать с ней.
Свободные танцевальные движения под муз. сопровождение П. И Чайковского «Новая кукла».
- Ребята, вам было интересно в музее-кукол? (ответы детей) Как называются предметы находящиеся в музее? (ответы детей) Кто проводит экскурсии в музее? (ответы детей)
- Ребята, я предлагаю оценить насколько вам интересно было в музее-кукол, своё отношение к экскурсии. (нарисовать смайлику улыбку)
- Спасибо, что посетили музей-кукол. А теперь пора прощаться. До свидания! (дети уходят в группу играть)