Наргиза Терехина
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зимний вечер» в технике «граттография»
Техника рисования граттография или граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Программное содержание. Формировать умение творчески отражать свои впечатления от прочитанного стихотворения, от знакомства с репродукциями. Учить передавать содержание произведения. Развивать способность видеть красоту природы. Воспитывать любовь и уважение к старшим на примерах стихотворений А. С. Пушкина. Познакомить детей с новой техникой – гратографией. Сравнивать живописное и графическое изображения.
Материал. Репродукции с картин для иллюстрации. Затонированные листы бумаги (- для изготовления бумаги понадобятся следующие материалы: белые листы плотной бумаги или картона; свеча; гуашь, платочки, салфетки.
Ход занятий.
До его начала следует познакомить детей с биографией А. С. Пушкина, показать им репродукции с картин художников, где изображен А. С. Пушкин, прочитать стихи о няне, о природе. На самом занятии – очень кратко вспомнить фрагменты биографии.
Рекомендуется начать занятие с чтения стихотворения «Няне».
Подруга дней моих суровых,
Старушка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
- Ребята, кому посвятил свое стихотворение А. С. Пушкин?
- Няне.
- Правильно, няне, Арине Родионовне. Маленький Саша, и уже повзрослевший, любил слушать сказки своей няни, которую ласково называл «мамушкой». Арина Родионовна была настоящей сказочницей. А. С. Пушкину нравился простой и образный русский язык сказок, с множеством пословиц и поговорок.
Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию с картины художника Н. Ге «Пушкин в Михайловском».
Тихо в уголочке сидит Арина Родионовна, в руках она держит вязание и внимательно слушает то, о чем говорит ее воспитанник. Арина Родионовна жила в селе Михайловском в семье родителей Пушкина. Она нянчила не только Сашу. Жила она в маленьком деревянном домике, рядом с господским домом.
(Показ детям репродукции с линогравюры, на которой изображена избушка няни)
Домик няни и дом Пушкиных были расположены в очень красивом месте. Их окружали красивые большие деревья. Пушкин не раз бывал в родительском имении. Есть еще одно стихотворение, посвященное няне. Послушайте его внимательно.
Читается стихотворение «Зимний вечер».
(Стихотворение может прочитать ребенок, или воспитатель)
Детям показывают иллюстрации Б. А. Дехтерева.
Дети рассматривают их. Обращается внимание на то, какой домик нарисовал художник (маленький, низенький, занесенный снегом).
Воспитатель: Когда вы слушали стихотворение, я просила вас слушать внимательно, представить то, о чем писал поэт.
Как вы себе представляете картину «Буря мглою небо кроет?»
- Небо темное, ночное, где-то в тучах проглядывает луна, падает снег, кружась, снег, дует ветер, гнутся под ветром деревья.
- А «Наша ветхая лачужка и печальна и темна?»
- Старенькая, маленькая, занесенная снегом, невысокая. Светится окошко, стены темные.
Воспитатель: Мы сегодня будем рисовать картинку – иллюстрацию именно к этому стихотворению, которое называется «Зимний вечер».
Рисовать вы будите не красками, не фломастерами, а вот такими палочками: один конец палочки острый – им рисуются тонкие линии: другой конец плоский – им рисуются широки линии, выцарапывая рисунок на черной бумаге (специально подготовленной). Изображение будет у вас черно-белым. Посмотрите и сравните две репродукции с картин Кондратенко «Зимний вечер». Это гравюры. (Воспитатель объясняет технику выполнения гравюр.)
Гратография – это «выцарапывание».
Рисуйте острым концом. Большие плоскости – «лопаткой» (например, снег).
Дети начинают рисовать. Воспитатель читает еще раз стихотворение «Буря мглою небо кроет…».
Затем напоминает, что домик был деревянный, стоял в окружении красивых деревьев. На земле лежит снег.
Во время рисования можно прослушать музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
По окончании занятия целесообразно организовать просмотр работ, отмечая лучшие из них.