Коломицкая Тамара Владимировна
Конспект экспериментальной деятельности с различными материалами «Маленькие волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментальной деятельности с различными материалами «Маленькие волшебники».
Цель: повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления детей о свойствах различных веществ и материалов;
-знакомить с техникой проведения опытов;
Развивающие:
-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности с различными материалами „Маленькие волшебники“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Ход деятельности:
Дети заходят в группу
Воспитатель: Ребята, проходите, становитесь в круг. Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
А у нас в саду дела –
Эксперименты снова.
Сам волшебник никогда
Не творил такого!
То растопим снег и лёд,
То смешаем краски,
Изменяем вкус воды,
Как в волшебной сказке.
(Включается волшебная музыка и световой шар).
Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?
Дети: Да, наверно это волшебная страна.
Воспитатель: Тогда нам тоже надо стать волшебниками.
Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь.
(Дети кружатся и одевают колпачки).
Воспитатель: К сожалению, волшебник, сегодня занят, у него срочный вызов в сказочной стране, он помогает своим подружкам феям Винкс. Но вы не расстраивайтесь, мы с вами сегодня справимся без него. Волшебник передал, что где-то в нашей группе он потерял свою волшебную палочку. Вы ее случайно не видели?
(Идут друг за другом, находят волшебную палочку).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: Волшебная палочка.
Воспитатель: А для чего она нужна?
Дети: Водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.
Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет. Посмотрите, какие у нас интересные коробочки. Как вы думаете, что в них?
Ответы детей:…
Воспитатель: В этих коробочках спрятано волшебство. Посмотрите, на каждой коробке есть номер. Номер означает – очередность выполнения задания. Посмотрите, что нарисовано на коробке под номером 1?
Дети: Краски и вода.
Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?
Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент. Для этого нам надо пройти с нашей коробочкой к столу в нашу секретную лабораторию.
«Разноцветная вода».
Аккуратно выставить на стол пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой :
Воспитатель:
Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
-Волшебники, помогайте, бутылку берите и скорее потрясите (вода окрашивается в яркие цвета).
-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: предполагают, что, скорее всего, вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Вода бесцветная, т. е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства.
-А теперь давайте опять посмотрим, что у нас в следующей коробочке? Что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель. – Как вы думаете, почему на коробочке стоит этот знак?
Потому что это очень секретное задание, и его тайну его выполнения нельзя никому рассказывать! Внимание! Внимание! Посмотрите на этот лист…
Вы что-нибудь видите? А если я скажу, что на нём есть рисунок?
Чтобы доказать это, я попрошу посмотреть следующий эксперимент, который называется «Появление невидимки».
Музыка
Ребята наносят кистью акварельную краску на лист бумаги и произносят заклинание:
Вы такого волшебства
Не видели никогда.
Посчитаем хором дружно:
Четыре, три, два, один!
Что случилось, поглядим!
Внимание! Какой же рисунок был спрятан на листе? (шляпа) Итак, ребята, кто догадался, каков секрет этого фокуса? Ответы
Мы нарисовали шляпу восковой свечой (показать свечу). На белой бумаге рисунка не был виден, а на цветном фоне рисунок проступил. Итак, воск – необычный материал. Он отталкивает воду. Когда мы тонировали лист, бумага впитала краску, а воск – оттолкнул её, поэтому рисунок проявился. шляпа-невидимка стала видимой. Воспитатель: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.
Физкультурная пауза:
Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Замыкают дружно круг.
И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)
Изумруды там и тут
Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)
«Крекс, пекс, фекс»
Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)
Ножками потопают, (топают ногами)
Ручками похлопают, (хлопают руками)
Очень быстро приседают, (приседают)
Всем на свете помогают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на следующую коробочку.
-Что вы видите?
Дети: Ключ.
Воспитатель: А для чего нам нужен ключ?
Дети: Чтобы открывать замки.
Воспитатель: А из какого материала состоит ключ?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Я вас снова приглашаю к столу, посмотреть третий волшебный эксперимент.
«Непослушный ключик».
Дети подходят к столу.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке?
Воспитатель достаёт ключ.
Воспитатель: Егор, прикрепи ключ в правый нижний угол (показывает волшебной палочкой).
Ключ падает.
Воспитатель: Ксюша, прикрепи ключ в левый верхний угол (показывает).
Ключ опять падает.
Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно мне нужно нарисовать крючок (маркером рисует) и произнести заклинание:
Ключик, ключик не ленись,
И к крючочку прикрепись!
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.
Воспитатель: Ну а теперь, Арина, прикрепи ключ к нарисованному крючку (ключ держится).
Воспитатель: В чём секрет этого волшебства?
Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (пластмассы, дерева, стекла, резины, металла). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы; значит в нашем случае с ключом, сзади скорее всего находился магнит (показывает).
Воспитатель: Вот мы и раскрыли еще один секрет волшебства. Магнит притягивает металлические изделия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нарисовано у нас в следующей коробке?
Ответы детей:
Воспитатель: Как вы думаете, этот шарик может сам себя надуть?
Давайте проверим! Сейчас, я вам покажу, как шарик может сам надуться!
Для проведения опыта понадобятся:
1 ч. л. пищевой соды,
сок лимона,
3 ст. л. уксуса,
воздушный шарик,
изолента, стакан
бутылка,
воронка.
Этот опыт могут проводить только взрослые! Самим проводить этот опыт дома нельзя.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Воспитатель:
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. Вот это настоящее волшебство, как шарик надувается сам!
Динамическая пауза:
Ты катись весёлый шарик, быстро, быстро по рукам, тот станцует сейчас нам.
Ребята, посмотрите, на следующей коробке у нас нарисованы воздушные шарики.
Воспитатель: А вы знаете, что ещё умеет воздушный шарик.
Для проведения этого опыта нам понадобится воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Вы готовы увидеть волшебство?
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Воспитатель: Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?
Дети: Мы смешивали воду с краской; выясняли что полезнее: проявляли невидимый предмет (шляпу, надували шарик, искали статическое электричество, вешали ключ на крючок.
Воспитатель: А что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».
-А я вам хочу подарить за это медали.
(Раздаёт медали «Маленькие волшебники»).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Звучит музыка, зажигается волшебный шар.
Вокруг себя вы повернитесь,
И в саду вы окажитесь.
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня быть волшебниками и отгадывать секреты волшебства, то давайте похлопаем, а если нет, то потопаем. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!