Лилия Губарь
Конспект проведения образовательной деятельности «Экскурсия в музей декоративной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения образовательной деятельности
«Экскурсия в музей декоративной игрушки»
в старшей группе МБДОУ д/с №14 «Олененок»
Цель: создание условий для формирования представлений о народных художественных промыслах, их признаках.
Задачи:
- закрепить представления детей о русских народных игрушках (дымковская, богородская, Гжель, матрешки, и др.);
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в музей
- Экскурсии с дошкольниками
- Темочки
- дать детям представления об истории возникновения игрушек;
- учить детей самостоятельно расписывать деревянные игрушки;
- развивать воображение, творческие способности.
Оборудование:
Для мини-музея игрушек : экспозиции «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрешки», «Куклы-обереги»; презентация «Игрушки старинные и современные»; заготовки игрушек, краски гуашевые, кисточки, салфетки, клеенки, баночки с водой.
Интеграция образовательных областей :
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Прививать интерес к русским национальным традициям, учить детей относиться к ним бережно, уважать национальную культуру. Закрепить правила поведения в общественных местах.
Образовательная область «Речевое развитие»
Учить детей составлять описательные рассказы об игрушках. Развивать связную речь.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Продолжать учить детей технике работы с гуашевыми красками. Развивать творческие способности и воображение.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения в соответствии со словами.
Предварительная работа:
рассматривание игрушек, беседа об их истории и особенностях изготовления, рассматривание альбомов декоративно-прикладного искусства.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, вы были когда-нибудь в музее? Для чего нужны музеи? Хотите сегодня стать посетителями музея?
Наш мини-музей называется «Декоративная игрушка». Как вы думаете, почему он получил такое название?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в нем собраны разные игрушки. Давайте проведем экскурсию по нашему музею.
Сначала мы вспомним правила поведения в музее.
Дети:
- Не кричать и не шуметь, не бегать.
- Не трогать экспонаты руками.
- Не перебивать экскурсовода.
- По залам музея следует передвигаться бесшумно.
- Громко разговаривать недопустимо.
- В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Воспитатель: Ну вот, правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.
1 экспозиция
Дети останавливаются около выставки Дымковской игрушки.
Воспитатель: Дети, вы узнали эти игрушки? Как они называются?
Ребенок: Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Лепят её из красной глины. Затем обжигают в печи. Потом покрывают мелом и расписывают яркими красками.
Воспитатель: Кого вы узнали?
Дети: Козлик, баран, барышня-водоноска, петух, олень.
Дети проходят к следующему стенду.
2 экспозиция
Воспитатель: А эти игрушки вы узнали?
Ребенок: А это Богородская игрушка. Эти игрушки сделаны из липы. Берут богородские мастера липовую чурку и острым ножом начинают вырезать. Больше всего любят делать медведей. Игрушки могут двигаться, когда потянешь их за планочку.
Воспитатель: Из какого дерева выполнены игрушки? (липа)
Дети проходят к следующему стенду.
3 экспозиция
Воспитатель: Матрешка – символ России. Что вы знаете про эти игрушки?
Ребенок: Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Матрешки из разных районов отличаются элементами росписи.
Восемь кукол деревянных,
круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
4 экспозиция
Воспитатель: На этом столе гжельская керамика. Лепят посуду и игрушки из белой глины, расписывают краской синего цвета и обжигают в печи. Россия славится Гжельскими изделиями.
Посмотрите, какого цвета глина? (заглядываем внутрь игрушки)
5 экспозиция
Воспитатель: На этом стенде собраны народные куклы, сделанные из различных материалов. Куклы сделаны из соломы, ниток, сена, бересты, из простых лоскутков ткани. Этих кукол называли оберегами. Оберег – от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.
6 экспозиция
Воспитатель: А здесь собраны игрушки, в которые играли ваши мамы и папы.
Так как не у всех взрослых сохранились игрушки, я вам предлагаю посмотреть презентацию, которая покажет вам игрушки старые и современные. А мы сравним их.
Презентация
Дети рассказывают, какая им игрушка больше нравится, почему, описывают ее.
Физкультминутка
Дети берутся за руки и водят хоровод. В середине находится ведущий.
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Ведущий выбирает один из названных подарков. Если он называет коня, дети изображают лошадку и говорят :
Скачет конь наш: чок-чок-чок,
Слышен топот быстрых ног.
Если названа кукла, дети изображают куклу со словами :
Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
Если волчок — дети кружатся на месте, изображая волчка :
Вот так кружится волчок,
Прожужжал и на бок лег.
Если самолет — подражают самолету:
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Воспитатель: Ребята, а как надо обращаться с игрушками? (ответы детей)
Ребенок:
Хороши у нас игрушки :
Куклы, мишки и хлопушки.
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
Воспитатель: Ребята, а теперь, я вас приглашаю на мастер-класс. Хотите превратиться в настоящих художников и раскрасить свою игрушку? Можете использовать элементы росписи Богородской игрушки, дымковской игрушки, семеновской или хохломской матрешки.
Продуктивная деятельность
Дети салятся за столы. На столах деревянные заготовки игрушек, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Воспитатель: Перед вами игрушки. Вы узнали этих героев? Из чего они сделаны? (из дерева)
А что не хватает в этих игрушках? (они не яркие, не хватает красок).
Давайте с вами раскрасим игрушки, и вы сможете забрать их домой, это будет подарок от нашего музея!
Рефлексия:
-Ребята, где мы сегодня были? Что вы видели в музее?
-А какие игрушки вам больше всего понравились?