Татьяна Кривощапова
Конспект экскурсии «В парк поздней осенью» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии «В парк поздней осенью»
в разновозрастной группе
Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей об осени, ноябре ;
- закрепить умение узнавать деревья по их листьям;
- расширять кругозор о природных изменениях осенью, о жизни насекомых;
Развивающие:
Публикация «Конспект экскурсии „В парк поздней осенью“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- развивать речь, внимание, мышление, воображение, память;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее.
Предварительная работа: беседа об отличительных признаках осени, наблюдение за ними в природе и на картинках.
Оборудование: осенние листочки с разных деревьев по количеству детей.
Словарная работа: активизировать понятия «листопад», «ноябрь», ввести наречие «ненастно».
Ход экскурсии
Воспитатель.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся?
Дети. Осень.
Воспитатель: Да, это осень. Ребята, а какие приметы осени, вы знаете?
Дети. Стало холодно, желтеют и опадают листья.
Воспитатель. Правильно, облака осенью серые, тяжёлые, наполненные дождём, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям. Кто знает названия осенних месяцев? Какой сейчас идёт месяц?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Ноябрь.
Воспитатель. В народе Ноябрь называют - Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме. Это время называется поздняя осень.
Воспитатель. Давайте же рассмотрим, как изменился наш парк поздней осенью!
Дети. Давайте!
Воспитатель. Прежде чем зайти в него, давайте вспомним, как нужно правильно вести себя на природе, чтобы не нанести ей вреда.
Дети. Нужно беречь каждый кустик, каждое дерево, не ломать ветки.
Воспитатель. Правильно. Не зря же народная мудрость утверждает: «Много леса – не губи, мало леса – посади»; «Рощи да леса всему краю краса»; «Растение – земли украшение». Пока мы с вами беседовали, незаметно дошли до парка. Как в нем красиво!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?
Дети. Холодная.
Воспитатель. На улице ненастно, это значит «холодно, пасмурно». Давайте повторим слово «ненастно».
Дети. Ненастно.
Воспитатель. Посмотрите вокруг, какие деревья растут в нашем парке?
Дети. Дуб, клён, осина, тополь, берёза, рябина, дикая яблоня.
Воспитатель. Как они изменились осенью? Что произошло с деревьями и их листьями?
Дети. Листья с деревьев опали на землю.
Дидактическая игра «Чей лист?»
Цель: развивать наблюдательность, умение различать и называть листья знакомых деревьев (с дуба, березы, клена, рябины, каштана, и т. д.).
Воспитатель. Дети, а кто знает, как называется процесс сбрасывания листвы растениями?
Дети. Листопад.
Воспитатель. Правильно, листопад. Дети, ветерок носит наши листочки по дорожкам, листочки шуршат, как будто переговариваются друг с другом. Давайте и мы побегаем по листьям и послушаем, как они шуршат.
Воспитатель. Сейчас я наклоню осторожно веточку дерева, чтобы не поломать. Давайте внимательно рассмотрим её. Что вы видите?
Дети. На веточке нет листьев.
Воспитатель. Осенью деревья не погибают от холода и ветра, они сбрасывают листву и так готовятся к зиме. А что же мы видим на веточках?
Дети. Почки.
Воспитатель. Кто знает, что такое почки? Для чего они нужны?
Дети. Маленькие комочки на ветках.
Воспитатель. Почки-это будущее деревьев, из которых потом появятся ветки, листья, цветы. Но сейчас они маленькие, давайте их потрогаем. Кто сможет ответить, когда почки начнут распускаться?
Дети. Весной.
Воспитатель. Да, дети, весной, когда солнышко начнет пригревать и станет тепло. Давайте сейчас пройдём на полянку и посмотрим на осеннее небо. Посмотрите внимательно, похоже ли оно на летнее небо?
Дети. Нет, летом оно ярко-голубое, тёплое, ласковое.
Воспитатель. А сегодня какое небо?
Дети. Серое, низкое, холодное.
Воспитатель. Давайте на нашей полянке под листочками и на деревьях поищем насекомых.
Дети. Их здесь нет!
Воспитатель. Куда исчезли кузнечики, жуки, муравьи? Почему не видно божьих коровок, бабочек? Как вы думаете?
Дети. Они спрятались.
Воспитатель. Все жуки, бабочки, мухи попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно. Посмотрите, на дереве сухой «пакет» из листьев, он весь окутан паутиной и висит на ней: внутри «пакета» белые коконы. В коконе зимует малюсенькая гусеница бабочки-боярышницы. Давайте пройдём к большому пню. У старого пня отогнём кусочек коры и увидим множество личинок жука короеда. Зимой кора дерева надёжно защищает их от холода и снега. Некоторые насекомые ещё только готовятся к зиме: пчёлы, осы, шмели, мухи, жуки-долгоносики. Их ещё можно увидеть на улице, но не в таком количестве, каком они летали летом. К заморозкам и они попрячутся.
Дидактическая игра «Что это за насекомое?»
Цель: уточнить и расширить представление о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерному признаку; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Ход игры: дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая – должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
Воспитатель. Дети, а куда же осенью исчезают птицы?
Дети. Улетают на юг.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что становится холодно.
Воспитататель. Правильно, а еще птицы питаются насекомыми, которые тоже прячутся от холода. Поэтому птицам приходится улетать на зиму в теплые края.
Воспитатель. Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
Воспитатель. Ребята, что нового и интересного вы узнали?
Дети. Запомнили названия деревьев, растущих в нашем парке, познакомились с жизнью насекомых.
Воспитатель. Давайте сейчас отправимся в детский сад и нарисуем в своих рисунках, что интересного мы видели сегодня в осеннем лесу, а потом мы организуем в группе красивую выставку.