Чиркова Джулия
Конспект экскурсии в мини-музее измерительных приборов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- расширение кругозора детей через знакомство с экспонатами музея.
Задачи:
- расширить кругозор детей в области измерительных приборов;
- познакомить с историей возникновения и создания некоторых измерительных приборов;
- дать понятия о старинных мерах измерения;
- воспитывать бережное отношение к экспонатам;
- развивать интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и детьми.
Ход занятия
Ребята, посмотрите мы с вами пришли в очень интересный музей
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музее измерительных приборов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
В нашем музее представлены приборы для измерения массы, длины, объема, времени, давления, температуры (показ)
Чтобы нам познакомиться с каждым экспонатом поближе, нам нужно разгадывать загадки. И первая загадка:
Загадка: - Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Сначала люди умели определять время по солнцу: солнце вставало, люди просыпались, солнце садилось, темнело, и люди ложились спать. По солнцу, кстати, можно определить время достаточно точно с помощью тени деревьев. Тень от солнца длиннее утром и вечером, а днем короче. Затем люди придумали солнечные часы.
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И царь, и бог, и господин.
Человек изобрел песочные часы.
Песочными часами пользуются и сейчас в поликлиниках и больницах. Вот они представлены в нашем музее. Песочные часы отмеряют небольшие промежутки времени (1, 2, 3, 5 минут). Эти часы были не очень удобны, и человек изобрел механические, а потом и электронные часы. Посмотрите на представленные часы.
Стих «Часы»
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог –
Нам все часы покажут точно,
Ты понимать учись их срочно,
Чтоб на вопрос: «Который час?» -
Ответить мог ты каждый раз.
Также в нашем музее вы можете увидеть секундомер. С его помощью мы можем засечь определенное время, например когда вы бегаете наперегонки.
Физминутка
«Часы»
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так.
(Раскачиваются как маятники)
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так.
(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу).
Следующий отдел в нашем музее - приборы для измерения длины. В древности для измерения длин использовались измерительные приборы, которые всегда были при себе. Люди пользовались руками, пальцами. Одной из единиц измерения длины был «локоть», т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца (показать иллюстрацию) Этой единицей измерения пользовались очень долгое время.
Например, измеряли ткань, наматывая ее на руку (Показ с тканью)
Кроме локтя, применялись другие единицы - сажень, ладонь, шаг, пядь
(показать)
Предложить измерить ковер шагами, стол – локтем.
- Какие у вас получились результаты? (Все разные)
Чтобы результаты были все точными, приняты общие меры длины. Попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, чем пользуются для измерения длины в наше время.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?
(Линейка)
Показать линейку. Измерить линейкой сторону геометрической фигуры.
А удобно пользоваться линейкой для измерения чего-то большого, например, ковра? (Ответы детей)
Для измерения длинных предметов и расстояний придумали метр (показать, рулетку (показать электронную и простую)
Рулеткой пользуются при строительстве, при ремонтных работах.
Для измерения круглых предметов создали штангельциркуль (показать экспонат).
Следующая наша загадка попробуйте отгадать, что используют для измерения массы.
Кто легче из друзей, кто тяжелей:
Пчела, комарик или муравей,
Определят ни метр, и не часы,
Ни календарь, ни градусник,
А (Весы)
В нашем музее представлены весы электронные кухонные, весы напольные электронные и механические (показать экспонаты музея), весы с гирями. Давайте посмотрим, как работают электронные весы. (Взвешиваем нескольких детей)
А вы знали, что весы появились очень давно и вот как они выглядели (показать иллюстрацию).
Дети, посмотрите картинки, которые лежат на столе. Кого вы здесь видите?
(Ответы детей: слон, бегемот, утка, заяц, мышь.) А как вы думаете, какое животное из них самое легкое? (Ответы детей: мышь.)
1. А какое животное самое тяжелое? (Слон.)
Воспитатель. А теперь приступим к самому главному - к взвешиванию.
Дети, на столах у вас стоят весы, какие?
Есть и предметы, вес которых нужно сравнить.
Дети, которые сидят за первым столом- взвешивают кусочек бумаги и скрепку.
Дети, которые сидят за вторым столом - взвешивают гвоздь и винт,
дети, сидящие за третьим столом - взвешивают кусочек медной проволоки и стеклянный шарик.
А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. (Дети рассказывают, какие предметы они брали и что наблюдали.)
Следующая загадка:
Я под мышкой посижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Медицинский Градусник)
Правильно им мы измеряем температуру вашего тела.
Также у нас представлены приборы для измерения температуры – термометры водный, для определения температуры воздуха, температуры тела – простой и электронный (показать)
Большинство термометров выглядит так: стеклянный корпус «Почему? внутри находится шкала с делениями, а к шкале прикреплена трубочка по которой движется жидкость то вверх, то вниз.
А есть еще прибор, который измеряет температуру воды и называется он водный термометр.
Вот три стакана с водой. Давай по очереди будем опускать термометр в каждый из них.
1. холодная. 2 горячая 3. теплая
Как определили? (ответы детей)
Выводы : чем теплее вода тем выше жидкость в столбике, и наоборот чем вода холодней тем ниже вода в столбике.
Игра: «Высокая и низкая температура». Если я называю предмет или явление с высокой температурой - встаете и поднимаете руки вверх, а если с низкой - приседаете (кипяток, зима, снег, солнце, костер, мороз, морозилка, пустыня, снежинка, лед, печка горящая лапочка, снегопад, огонь, пожар, иней, снеговик и т. д.)
Дети, у каждого дома на кухне есть вот такие измерительные приборы- это мерные кружки и стаканы, которые служат для объема сыпучих и жидких веществ. У нас вы можете еще увидеть и мерную ложку. (можно провести эксперимент: насыпать мерной ложкой крупу в определенную емкость и выяснить, сколько мерных ложек вошло в ту или иную емкость).
В нашем музее есть еще много экспонатов, которые вы можете сейчас посмотреть.
Подведение итога занятия: Что вы узнали? Что было трудно? Поднимите руки кто узнал что-то новое.