Наталья Лапшина
Экология и дети в детском саду. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Бережное отношение к природе родного края мы воспитываем в детях с
самого раннего возраста.
Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой
природы. Дети с огромным желанием ухаживают за комнатными растениями.
Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему
миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементами
знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания
растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту.
Одним из приоритетных направлений деятельности работы МБДОУ
является экологическое воспитание детей. Мы педагоги большое внимание
уделяем экологическому воспитанию, приобщению детей к природе. На
территории нашего учреждения созданы объекты, обеспечивающие
разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим
направлениям: познавательное, оздоровительное, игровое и эстетическое.
Это и игровые площадки, павильоны, цветники, участки для привлечения
птиц (кормушки, домики).
Мы постоянно организовываем экскурсии в парк для знакомства с его
обитателями, проводим беседы. После одной из бесед о муравьях дети, идя
по тропинке, старались быть внимательными, чтобы на них не наступить.
Ребята знают, что эти насекомые приносят большую пользу, что муравьи –
санитары леса. Однажды во время прогулки дети увидели выпавшего из
гнезда птенца и захотели ему помочь, взять его в группу. Мы объяснили
почему нельзя приносить птенцов, ежей и других зверушек в группу. На
участках в скворечниках каждый год живут скворцы, даже по крышей
павильона ласточки свили гнездо. Дети упражняются в выполнении правил
поведения в природе. Они знают, что в лесу надо ходить по тропинкам, так
можно нечаянно наступить на насекомых, а так же на утоптанной земле
дождевым червям трудно делать свои ходы т почва не рыхлится, а корни
растений постепенно отмирают.
На занятиях знакомим воспитанников с экологического воспитания через
формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире
у детей. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в
системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания,
взгляды. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой.
Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и
растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а
самое главное - чувствуют боль, как человек.
Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и
правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только
формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой
воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не
наносящего вреда всему живому и это принесет в дальнейшем
положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни
человека.
Когда ребенок знакомится с животными, насекомыми и растениями,
местами их обитания, они расширяют свой кругозор.
Проявляя заботу о птенцах, осенью заготавливаем для них корм, вместе с
родителями делаем кормушки.
Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по
экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта
работа помогает нам воспитать любовь к родной природе, бережное
отношение к ней.
Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно
связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности,
доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые
живут рядом. На этой основе и формируется любовь детей к природе,
родному краю.