Ковальчук Надежда Николаевна
Конспект экологической беседы «С кем дружит березка весной и летом» из опыта наблюдений детей 6 лет
▼ Скачать +Заказ
Цель: формировать экологические представления у детей о березе, о взаимосвязи дерева с неживыми объектами природы (солнцем, дождем) и живыми организмами.
Задачи:
Формировать экологические представления у детей о жизни березы (растения) и его развитии в связи с другими живыми организмами.
Развивать экологическое мышление у детей, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать природу, заботиться о ней.
Публикация «Конспект экологической беседы „С кем дружит березка весной и летом“ из опыта наблюдений детей 6 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Беседа. Проведение бесед
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Деревья и кустарники
- Дружба. Учимся дружить
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Материал и оборудование: мультимедийная презентация; осенний березовый листик; фотографии наблюдений; засушенные листики для творчества детей.
Ход беседы:
Познавательно-игровая ситуация «Путешествие березового осеннего листика»
Воспитатель: Ребята, к нам на подоконник залетел осенний листик. Он легко оторвался с ветки и ветерок принес его к нам. Интересно, с какого деревца листик?
Отгадайте загадку – узнаете:
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
Дети: Береза. Это березовый листик!
Воспитатель: Березовый листик к нам не случайно залетел - он путешествует. И приглашает нас с вами в прекрасное время года, о котором говорилось в загадке: клейкие почки и зеленые листочки. Когда это бывает?
Дети: весна, это происходит весной.
Березовый листик: Весной береза просыпается от сна. Что ей помогает проснуться? Ребята, кто самый теплый друг березы в это время года?
Дети: Солнце! Оно помогает проснутся березе, дает ей свет и тепло.
Игровое упражнение «Во поле береза стояла»
Наступило утро, солнышко проснулось.
И березки к солнцу потянулись
(Руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой.
Наклонившись в сторону
(Наклоны в сторону,
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(Руки вверх помахать ими).
Березовый листик: Только солнышко разбудило березу от сна - она начинает расти!
- Посмотрите на березку, что необходимо для ее роста?
Дети: Чтобы расти, березе нужно вода и питательные вещества, как и другим деревьям! Снег тает и деревья питаются талой водой, которая через корни идет по стволу к листьям и веткам!
«Цветущая береза в мае – «девушка с сережками. Ее подружка с сережками - осина»!
Воспитатель: С кем можно сравнить весеннюю и летнюю березу? Почему? (Береза, как девушка, в мае наряжается в сережки. Они появляются раньше листиков. Серёжки – это цветы, которые очень похожи на длинные женские серьги. После цветения в мае березка покрывается молодой зеленой листвой.)
Чтение стихотворения.
Люблю березку Русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками.
С зелеными сережками.
Береза дружит с осиной, которая тоже одевает сережки весной!
Ситуация-обсуждение по исследовательской деятельности «Рождение листьев весной»
Листик: Дорогие дети, я рождаюсь весной! Мой день рождение весной! Я – часть дерева, и вырастаю на теплом солнышке, а со мной распускаются мои зеленые друзья-листики. Нас очень много. Мы – часть дерева.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами наблюдали рождение листиков и рассматривали их под лупой.
Давайте рассмотрим фотографии и вспомним наши наблюдения и исследования:
- Где всю зиму спит листик? (В маленьком теплом домике – в почке на дереве. Ему там комфортно, уютно и тепло).
- Как выглядит почка? (маленькая, гладкая, клейкая)
Дети: мы наблюдали, как из почки распускается (рожается) березовый листик!
- Как выглядят только родившиеся весенние березовые листики? (Гладкие, липкие, свежие, блестящие)
- Чем пахнет весенний листик, весенняя ветка?
Экологические рассуждения: «Как дружит березка с дождиком?»
- Любит ли березка дождь? (Ответы детей)
- Чьим зонтиком можно назвать березу? (Птиц, насекомых)
Березовый листик: Чем береза отличается от всех деревьев?
Дети: Только у березы белая кора, в мире нет другого дерева с таким стволом! Березку не спутаешь с другим деревом - она особенная!
Кора у нее тонкая и нежная, и летом дерево могло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным, ведь он не сильно нагревается на солнце.
Фото Калейдоскоп «С кем весной и летом дружит береза?» - наблюдения детей в природе.
- Береза дружит с цветами и травкой – одуванчиками, ромашками, клевером.
- С птицами, которые прячутся в ветвях деревьев от жары; строят свои гнезда; питаются личинками и жучками, которые прячутся в деревьях.
- С насекомыми и червями. Червячки рыхлят почву под деревом и ему легче дышать.
Дружит с человеком
Можно спрятаться в тени березы от жары!
Дышать кислородом, который выделяют деревья!
Пить полезный березовый сок!
Париться в бане березовыми вениками!
Найти под березой съедобные грибы, чаще всего подберезовики!
Запастись на зиму березовыми дровами – дают много тепла.
Изготовить корзинку, лыжи, деревянные игрушки и посуду.
Для лечения можно применять березовые почки!
Спасибо березам за их дружбу!
Где было пустое место,
Где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево
И не забудет его.
Оно - твой друг бессловесный,
Живое, как ты, существо.
Оно - часовой природы,
Оно не оставит пост
И встанет перед тобою
Во весь великанский рост.
И столько в нём будет свежести,
И птичьих песен, и гнёзд!
(В. Берестов)
Березовый листик дарит засушенные листья для творчества детей.
До скорых встреч ребята! До новых путешествий!