Елена Александрова
Конспект выступления учителя-логопеда на собрании в подготовительной группе «Что такое грамотная речь и так ли она важна»
Конспект выступления учителя-логопеда на родительском собрании для родителей подготовительной к школе группы на тему
«Что такое грамотная речь и так ли она важна?"
Цель: информирование родителей будущих первоклассников о возможных трудностях школьного обучения в связи с недостаточной сформированостью устной речи в дошкольном возрасте.
Публикация «Конспект выступления учителя-логопеда на собрании в подготовительной группе „Что такое грамотная речь и так ли она важна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Форма проведения: диалог — беседа учителя-логопеда с родителями детей подготовительной к школе группы.
Ход собрания : выступление учителя-логопеда.
Большинство родителей, стараясь подготовить своих ребят к школе, делают упор на обучение чтению и счету.
А я хочу обратить ваше внимание на развитие устной связной речи.
Наша речь - это не только правильное звукопроизношение.
Это еще и: богатый словарный запас, и грамматически правильно оформленные высказывания, а также темп речи, интонация.
Хочу предупредить вас о трудностях и сложностяхшкольного обучения при недостаточном развитии всех компонентов речи.
Со звукопроизношением все понятно. Эту сторону речи все слышат и обращаются за помощью к логопеду. В идеале ребенок должен научиться правильно произносить все звуки в речи как минимум за полгода до начала школьного обучения. Процесс автоматизации звука -
это длительный и энергозатратный процесс для ребенка, требующий значительной концентрации внимания. Первый класс — это всегда стресс для ребенка. К тому же накладывается и психологический кризис семи лет. Поэтому не усложняйте своему ребенку процесс адаптации к школе. Займитесь коррекцией звукопроизношения заранее.
Если ребенок не произносит или искаженно произносит звук в речи - он не сможет правильно читать и писать (особенно под диктовку, будут сложности в фонетических разборах.
Бедный словарный запас приведет к сложностям в чтении. Ребенок не сможет правильно прочитать и понять смысл прочитанного, если слова ему не знакомы, он не знает их значения. (Попробуйте сами прочитать что-то не по своей профессии.)
Решение проблемы только одно - ЧТЕНИЕ и ОБСУЖДЕНИЕ истории, сказки. Словарный запас надо обогащать ДО школы. На это нужно время. Поэтому пересмотрите и перестройте вечерние домашние ритуалы. Выделите в ежедневной суетет время на прочтение книг. Да, современные дети не любят слушать книги. Разговаривайте, обсуждайте, ищите интересные книги, истории, которые будут действительно интересны вашему ребенку. Самый простой путь — найти в книжном магазине истории по мотивам любимых мульгероев.
Грамматический строй речи - это умение изменять слова, т. е. подбирать однокоренные слова, согласовывать части речи между собой, правильно использовать предлоги. От навыка словообразования и словоизменения напрямую зависит грамотность. Ведь для определения проверяемой гласной в корне, непроизносимой согласной нужно подобрать однокоренное слово. И к первому классу ребенок должен делать это не задумываясь. Он легко должен подобрать слово во множественном числе или в уменьшительно-ласкательной форме. Играть со словами можно «на ходу», по дороге.
Например:
• Давай будем все увеличивать. Я тебе называю слово (сами смотрите по сторонам, выбирая предмет, а ты скажешь как будто этого очень много. Я говорю «лужа», а ты - «лужи».
• А теперь будем все уменьшать. Каждое слово ты будешь делать маленьким. «Лужа — лужица».
• А сегодня у нас будет зеленое настроение. Представь, что все вокруг стало зеленым. Я говорю слово, а ты его зеленишь. «Забор — зеленый забор, лужа — зеленая лужа, окно — зеленое окно».
• Посчитаем всё! Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. А сложнее считать в обратном порядке, от пяти до одного.
Темп речи и ее интонированность лучше всего видны в прочтении стихов. И тут тоже только один выход - учить и рассказывать как можно больше стихотворений! Чтобы стихи «звучали» нужно выработать правильное речевое дыхание, научить делать вдох носом, а выдох ртом, нужно тренировать чувство ритма (в этом нам помогают музыкальные занятия и уроки танцев).
Если уже в дошкольном возрасте возникают трудности с запоминанием стихов — не ругайте и не стыдите ребенка. Ваша задача — помочь найти проблему. Что мешает запоминанию? Не хватает памяти, незнакомые слова, страх ошибиться? Есть много способов запоминания стихов. Пробуйте, ищите способ, подходящий именно вашему ребенку.
Подводя итог, хочу настроить вас на работу. Выбор хорошей школы и замечательного первого учителя не гарантируют вам успешность школьного обучения. Присмотритесь к своему любимому малышу, прислушайтесь к мнению специалистов (воспитателя, психолога, логопеда, не отмахивайтесь от трудностей в надежде, что «само пройдет». Найдите время и возможности для решения имеющихся проблем. И тогда школьная жизнь будет в радость!