Екатерина Холуторных
Конспект воспитательного мероприятия «Применение технологии развивающего проблемного обучения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект воспитательного мероприятия на тему: «Применение технологии (развивающего) проблемного обучения в ДОУ».
Цель: повысить компетентность в овладении методикой проблемного обучения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с данной методикой.
2. Способствовать повышению уровня знаний в процессе использования технологий проблемного обучения с детьми.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые педагоги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? Нет или да?
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы сюда,
А сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? Нет!
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? Да!
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? Нет!
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или Да?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наше мероприятие.
Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения.
3 слайд, 4 слайд, 5 слайд
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952, который в 1894 году основал опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Задачи проблемного обучения:
- развитие творческого, диалектического мышления и способностей воспитанников, их творческих умений;
- усвоение ими знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной творческой личности ребёнка, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация - это: неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Но все ли вопросы являются проблемными?
Предлагаю вашему вниманию два вопроса, какой из них является проблемным?
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.
А сейчас давайте поиграем и настроимся на совместную работу.
Упражнение «Угадай мои мысли»
Ребята, выберите один из цветов под тучкой или солнышком, пусть родители догадаются, какой цвет вы выбрали, читая ваши мысли по глазам. (под тучкой спрятаны темные цвета: коричневый, серый, черный, синий и т. п., и под солнышком спрятаны яркие – желтый, красный, оранжевый и т. п.) Идет совместное обсуждение почему выбрали именно этот цвет и что он символизирует.
(Упражнение эффективно, когда необходимо срочно привлечь внимание ребёнка, в ситуации соблюдения тишины. Устанавливается контакт глазами, т. е. ребёнок воспринимать ваши слова. Практическая ценность упражнения в том, что оно так же расширяет кругозор, словарный запас ребёнка (можно загадывать овощи, мебель, цвет, предмет одежды и т. д.).
А теперь переходим к практической деятельности нашего мероприятия.
Давайте разделимся на две команды. Каждой команде я предлагаю проблемную ситуацию. Ваша задача: поставить проблемный вопрос, назвать, когда именно можно использовать эту ситуацию в жизни и предположить, и спросить как бы дети смогли решить поставленную задачу.
Коллеги должны задать проблемные вопросы по картинкам и затем обсудить эти вопросы. Чтобы задать вопрос, нужно найти на картинке проблемную ситуацию.
Примеры:
1. Почему Маша спряталась в короб?
2. Зачем Красная Шапочка пошла по длинной дороге к бабушке?
3. Почему зайчик плачет?
4. Зачем волк дует на дом?
5. Зачем козлята прислонились к двери?
6. Зачем Айболит осматривает крокодила?
Анализ предложенных вариантов решения проблемных ситуаций.
А сейчас я предлагаю вам ответить на уже составленные проблемные вопросы:
• Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
• Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
Педагоги из одной команды задают проблемные вопросы, воспитатель им помогает, другая команда отвечает и рассуждает, затем меняются местами.
Предлагаю вам послушать притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Уважаемые педагоги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.
Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета).
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний, и опыта работы вы не получили, прикрепите к дереву оранжевый листик.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии, прикрепите к дереву зеленый листок.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие.