Наталья Николаева
Конспект занятия «Волшебный лоскуток» по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Задачи:
Обучающие:
Учить распознавать свойства различных тканей в процессе экспериментирования, помочь определять их особенности;
Учить решать противоречия;
Дать представление об истории создания ткани, нанесения рисунка на ткань;
Развивающие :
Развивать речь, память и творческое воображение детей;
Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Волшебный лоскуток“ по познавательному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Способствовать творческому подходу в работе;
Формировать умение работать в команде.
Материал:
Мультимедиа (визуальный ряд) схема-ребус; лоскутки ткани (хлопок, лен, шерсть)4 кусочки кожи, перья; красители (крепкий черный чай, чай каркаде); шаблоны и трафареты (бабочка, кленовый лист, вишенки, гриб, цветок); салфетки для украшения; гуашь разного цвета; тычки, кисти, баночки для воды, влажные салфетки.
Ход образовательной деятельности:
I. Вступительная часть
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Воспитатель. Здравствуйте! Вот оно какое слово «Здравствуйте»! Наполнено заботой о родных и знакомых людях. Поэтому и говорить его надо не торопясь, ласковым голосом, глядя в лицо тому, с кем здороваешься.
- Ребята, поздороваемся друг с другом ласковым нежным голосом (дети здороваются друг с другом).
- Для того чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, я предлагаю вам разгадать ребус.
- Отгадайте зашифрованное слово
Дети разгадывают ребус.
Воспитатель и дети рассматривают коллекцию тканей: лен, хлопок, шерсть, шифон, шелк.
- Потрогайте ткани на ощупь, помните, определите ее свойства.
- Какие ткани перед вами?
Дети определяют свойства тканей:
Толстая или тонкая;
Мягкая или жесткая;
Прозрачная или плотная;
Легкая или плотная;
Гладкая или шероховатая.
- Ткани разные по свойствам!
У представленных тканей есть одно сходство. Какое? (Все ткани сделаны из ниток.)
- Нитки все разные, поэтому и ткани получаются разные. Из хлопковых, льняных, шерстяных нитей получаются натуральные, качественные ткани. В современном мире также научились изготавливать синтетические ткани.
- А в древние времена тканей совсем не было.
На экране появляется изображение древнего человека. (Презентация).
- Это было давным-давно. На нашей планете было тепло, и людям не нужно было заботиться о своей одежде. Шли годы, климат на земле менялся, и людям пришлось придумать, как уберечь свое тело от холода.
- Как вы думаете, из каких материалов была первая одежда людей?
- Человек нашел выход: взял шкуру, перья птиц и создал себе первую одежду. (Дети рассматривают кусочки кожи, перья).
- Как вы думаете, удобна ли одежда из перьев и кожи? Почему?
- Такая одежда была толстая и неудобная. Однажды люди заметили, что растения состоят из тонких и если его обработать, то получится волокно, из которого можно делать ткань. Так начали делать ткани из хлопка, льна. Из шерсти животных изготавливали шерстяную ткань.
- В настоящее время человек, который производит ткань, называется ткач.
- Потом люди задумались над тем, как окрасить ткань.
- Каким способом можно окрасить ткань?
-Ткань окрашивали разными отварами растений, отваром коры деревьев. Наносили на ткань золото, расшивали разными камнями.
-Для чего еще кроме пошива одежды использует ткань в современном мире?
- Я принесла сегодня лоскутки ткани. Давайте вместе подумаем, для чего можно их использовать.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Дети выбирают лоскутки ткани с разными рисунками, объединяются в команду по рисунку на ткани. Члены каждой манды получают задание: исследовать ткань, окрасить ее разными способами. Первая команда окрашивает ткань – крепким черным чаем, вторая – чаем каркаде. Дети самостоятельно экспериментируют с материалами. Разбирают по ниточке, дуют мнут, рассматривают на свет.
Дети каждой манды делают свои выводы:
Ткань легкая, гладкая; сделана из хлопка; ткань однотонная, белая, после окрашивания ткани крепким чаем цвет ткани менялся от желтого до коричневого, в зависимости от крепости чая;
После окрашивания ткани чаем каркаде цвет ткани менялся от светло-розового до малинового;
Такой материал подходит больше для пошива легкой одежды, постельного белья, салфеток.
Динамическая пауза.
Игра «Пара»
Дети слушают инструкцию воспитателя и выполняют ее.
- Найдите пару по цвету одежды, по цвету глаз, волос и т. д.
- Каким еще способом можно украсить ткань ткань? Роспись ткани появилась в XX веке, и поначалу художники украшали шторы, скатерти. Изготавливали краски из семени льна. Сегодня мы примерим на себя роль художника – попробуем украсить салфетку при помощи трафаретов и штампов.
Дети самостоятельно выбирают трафарет, штамп и украшают каждый свою салфетку гуашевыми красками (выбирают цвет гуаши, смешивают краски, получая новые оттенки).
- Какие замечательные салфетки у вас получились!
- Что нового сегодня узнали, о чем расскажет своим друзьям?