Шемчук Ольга
Конспект внеклассного занятия (7–12 лет) «Кто опрятен — тот людям приятен»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: Данный материал будет полезным воспитателям детских домов, школ-интернатов, для проведения воспитательских часов. Участвуя в занятие, дети узнают, что такое одеваться соответственно гигиеническим требованиям; культура внешнего вида: аккуратность, чистоплотность, опрятность.
Цель: закрепить различные средства выражения вежливости; прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям; воспитывать у школьников культуры внешнего вида: аккуратность, чистоплотность, опрятность.
Задачи:
Публикация «Конспект внеклассного занятия (7–12 лет) „Кто опрятен — тот людям приятен“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
• Учить воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях, оценивать внешний вид человека оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику, поведения в общественных местах.
• Формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; использовать доброжелательный тон в общении.
• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
• Формировать готовность и способности воспитанников к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, уважительное отношение к иному мнению
Формы проведения:
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, карточки (соедините - должен, не должен, кружочки белого цвета, карандаши.
Ход занятия.
Организация внимания.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии.
I этап.
Постановка воспитательной задачи, вызывающей проблемную ситуацию
Воспитатель: читает стихотворение Лившица «Неряха»
Слайд № 1
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет, -
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?
Слайд № 2
- Как вы ответите на этот вопрос?
- Что именно поразило автора?
- Как всё это можно назвать? (внешний вид)
Ответы детей.
Слайд № 3
- Сегодня мы поговорим о внешнем виде
- Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид, и каким - ни в коем, случае?
II этап.
Закрепление знаний изученных раннее
Воспитатель: Но сначала повторим изученные правила вежливости, выполним тест. Для этого возьмите листочки.
Слайды № 4-14
Дети: выполняют тест
Слайд № 15, 16
Дети: проверяют выполнение теста и обсуждают ответы.
III этап.
Актуализация знаний
- Возвращаемся к нашей теме занятия. Давайте вспомним тему (Внешний вид человека). Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид, и каким - ни в коем случае?
- Предлагаю обсудить этот вопрос в парах (каждой паре выданы карточки с вариантами ответов с целью обогащения словарного запаса и направления беседы в «нужное русло»). Соедините - должен, не должен.
Слайд № 17
Обсуждение:
чистый,
опрятный,
аккуратный,
неряшливый,
иметь всевозможные украшения,
в одежде для прогулок,
в спортивном костюме,
в бальном платье,
в шортах,
в джинсах с модной вышивкой,
без сменной обуви,
подстриженный,
с распущенными волосами,
с грязными руками,
следить за личной гигиеной,
в мятых вещах,
в отглаженных вещах,
с накрашенными ногтями, глазами,
в школьной форме,
одетым в то, что больше нравится;
с убранными в косу волосами
со второй обувью
IV этап.
Слайд № 19
- Отгадайте загадку:
На дворе мороз и стужа
Одеваться тепло нужно
Это поймет любой невежда
Зимняя нужна … (Одежда)
Воспитатель:
- В доме мы проводим не всё время. Какая ещё одежда нам нужна?
А каково главное назначение одежды? Для чего она нужна?
Ответы детей: (удерживать тепло тела человека)
Воспитатель:
- Что такое одежда, для чего она предназначена, мы сейчас узнаем.
Слайд № 20
Одежда – совокупность предметов, покрывающих тело человека
Одежда:
- защищает человека от неблагоприятных условий климата;
- поддерживает нормальное, здоровое состояние организма;
- служит украшением.
Слайд № 21
ВИДЫ ОДЕЖДЫ
• Рабочая;
• Торжественная;
• Национальная;
• Домашняя;
• Спортивная;
• Специальная;
• Ведомственная;
• Театрально-игровая.
Слайд № 22-29
Показ обсуждение.
Слайд № 30-32
Мини-игра. Что здесь лишнее?
Физминутка:
Игра «Пожалуйста». Воспитатель говорит любые движения, но дети выполняют лишь в том случае, если воспитатель в конце фразы говорит: «Пожалуйста!»
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, а какую одежду вы носите в школе? (форму)
О школьной форме вы немного узнали на предыдущем уроке. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам, когда появилась школьная форма, для этого отправимся назад в прошлое.
Слайд № 33
В школах Древнего Египта учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было.
Слайд № 34
Первая известная школа в Древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь – Пифагорейская школа.
В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок, плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.
Слайд № 35
В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н. э. Никакой формы однако не было, общепринятыми были лишь одежды для гимнастических упражнений. Но если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.
слайд № 36
У же в период правления династии Хань (1-е тысячелетие) в Китае стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.
слайд № 37
С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.
слайд № 38
Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии: в 1552 году была основана школа Christ’s Hospital для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.
Слайд № 39
В России в 1834 году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков и имела полувоенный вид.
Слайд № 40
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. И обязательный атрибут - ранец.
Слайд № 41
Когда появились женские гимназии, в 1896 году, также ввели форму для девочек. Воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.
Слайд № 42
Гордились
В гимназиях учились дети состоятельных родителей, форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию
Не гордились
Форму обязывали носить и после уроков (если гимназистов «засекали» в неположенных местах – им приходилось несладко)
- Как относились гимназисты 19 века к своей форме?
Слайд № 43
Однако в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. Период «бесформенности» длилось до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны.
В СССР вводится единая школьная форма
Слайд № 44-45
Слайд № 46
В современной России нет единой школьной формы, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
-А какая форма в нашей школе?
Ответы детей.
Слайд № 47
Великий русский полководец А. В. Суворов писал: «Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - ПОБЕДА, СЛАВА!»
Он в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считая их необходимым условием победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки.
Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону.
- Как вы думаете, кто должен следить за сохранностью и чистотой своей одежды и обуви?
Ответы детей.
За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам.
V этап.
Повторение изученного.
Слайд № 48
А теперь «Замысловатые вопросы» :
1. Какие 4-е предмета нужны, чтобы содержать зубы в порядке? (Вода, щетка, паста, зубочистка)
2. Как превратить грязную одежду в чистую? (Постирать, почистить)
3. Чем начищают обувь? (Щеткой с кремом)
4. «Чистюля» — это чистая кастрюля? (Человек)
5. Что делает парикмахер?
6. У людей когти или ногти?
7. Сколько раз в неделю нужно купаться?
8. Зачем стричь ногти?
9. Ноги моют утром или вечером? — Молодцы!
Слайд № 49
Игра «Доскажи словечко»
1. В нашем класс есть закон:
Вход грязнулям … (запрещён).
2. Чтобы грязь не собирать,
Ногти надо … (подстригать)
3. Даже маленькие хрюшки
Обожают чистить … (ушки)
4. Тело мылом мыть не лень,
В душе губкой каждый… (день)
5. Для красивенькой прически
Носим мы всегда взято с… (расчески)
VI этап.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Для чего нужна одежда?
- Какая бывает одежда?
Какая должна быть моя одежда?
Слайд № 50
Я называю варианты ответа, а вы поднимаете руку, если да, а если нет - ничего.
Я считаю, что моя одежда должна быть, прежде всего:
1. Дорогой
2. Опрятной
3. Модной
4. Чистой
5. Новой
6. Аккуратной.
Так какой должна быть наша одежда?
Ответы детей: опрятной, чистой, аккуратной.
Слайд № 51
- Каков же должен быть ваш внешний вид, чтобы вы стали интересны и приятны окружающим?
Ответы детей.
Слайд № 52
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Слайд № 53
А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на занятие.
Раскрасьте кружок тем цветом, который соответствует вашей оценке
- очень хорошо занимался, все получилось сегодня;
- старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось;
- был не в настроении сегодня, получится на следующем занятии.