Виктория Сухорукова
Конспект виртуальной экскурсии по ознакомлению с окружающим миром «Геологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект виртуальной экскурсии
в старшей группе.
Тема: «Юные исследователи. Ознакомление с профессией геолога».
Цель: Формировать представление о профессии геолога,
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с профессией геолога.
2. Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.
Публикация «Конспект виртуальной экскурсии по ознакомлению с окружающим миром „Геологи“» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3. Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
4. Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ.
5. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание коллекции горных пород, минералов. 2. Знакомство с картой «Полезные ископаемые РФ». 3. Чтение произведения П. Бажова «Голубая змейка», «Хозяйка Медной горы», Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Белла Дижур «От подножья до вершин»; 4. Рассматривание иллюстраций о труде геологов.
Беседа-общение:
1. "Полезные ископаемые - богатства нашей земли".
Дидактическая игра
1. По ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли». 2. «Полезные ископаемые".
3. «Угадай и назови».
Оборудование: ноутбук с аудиосистемой, флешкарта; коллекция горных пород; материал и оборудование для опытов: лупа, розеточки, пластилин, тазы с водой, фартуки, колпаки, простой карандаш, таблицы, цветные мелки, рюкзаки, предметы для игры, компас, мультимедийная презентация.
Ход
Воспитатель: У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься? (В. В. Маяковский)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас кем мечтает стать, когда вырастет? (ответы детей). Сегодня мы с вами познакомимся с интересной, полной приключений и путешествий профессией – Геолог.
Слайд 1: Каждый ребёнок, будь то мальчик или девочка, хоть раз в жизни собирали камни различной формы и окраски.
Слайд 2: Людей, которые занимаются поиском камней – минералов, называют геологами. Слово геология пришло к нам из греческого языка и переводится как «слово о земле».
Слайд 3: Профессия геолога - одна из древнейших на земле. Она появилась в тот самый момент, когда первобытный человек поднял с земли камень и додумался привязать его к палке, так что получился молоток.
Слайд 4: Геологи ходят в экспедиции - путешествуют по разным местам и изучают недра земли, ищут полезные ископаемые (нефть, золото, алмазы, воду, соль и др.).
Слайд 5:
Геолог должен быть физически подготовленным и выносливым. Пешком геологи проходят сотни километров там, где не проедет никакой транспорт — в тайге, горах, тундре.
Слайд 6: Им приходится, не хуже альпиниста, карабкаться на заснеженные вершины, подобно водолазу спускаться на дно морское, врукопашную идти на дикого зверя.
Слайд 7:
Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи.
Слайд 8: После того как геологи находят полезные ископаемые, они заносят на карту месторождения ценных полезных ископаемых. Работа геолога – это не только постоянные экспедиции, но и работа в лаборатории, где они изучают свои находки.
Слайд 9:
Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Ещё геолог должен быть верным другом, в любую минуту прийти на помощь своим товарищам в трудной ситуации.
Слайд 10: Чтобы найти полезные ископаемые, геологам необходимы специальные орудия труда, которые они носят в тяжелых рюкзаках:
- специальный молоток - кирка, орудие которым геологи отбивают куски горной породы;
- лопата – инструмент для копания, расчистки земных пород в поисках природных ископаемых;
- компас, карта - для ориентировки на местности;
- лупа - для рассматривания камней, минералов;
- микроскоп – для исследования найденных камней, минералов.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что нужно геологу для работы».
Давайте поиграем: поделимся на две команды и попробуем собрать рюкзак для геолога. Выиграет та команда, которая правильно и быстро соберет свой рюкзак.
Детям дается 2 рюкзака, на двух столиках лежат разные предметы: компас, карта, молоток, кружка, чашка, спички, мягкая игрушка, мячик, фен, утюг, бусы, фонарик, котелок, сковородка, акварельные краски, бинокль, отвертка.
По окончании игры дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды, комментируют, для чего нужна та или иная вещь геологу в походе.
Воспитатель: - Молодцы, хорошо запомнили, что нужно людям этой профессии.
А сейчас давайте присядем к нашему экрану.
Слайд 11: Как вы думаете, какую пользу в наше время приносят человеку камни? (ответы детей). Сейчас из камней, делают красивые украшения, шкатулки, поделки, используют при строительстве домов, дорог, мостов.
Слайд 12: Камни, минералы это тоже полезные ископаемые.
Слайд 13: В древности делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях.
Слайд 14: Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история.
Слайд 15: Перед вами - кремень. Камень коричневый, красноватый, светло-желтый.
Кремень стал известен людям благодаря способности давать искры. У древних людей не было спичек, и они высекали огонь из камня. Это довольно мягкий камень и его было легко обрабатывать даже пещерным людям. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремнёвые ножи и т. д.). В наше время кремень используют в строительстве.
Слайд 16: (мел). Мягкий белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известняковых скелетов микроорганизмов. Отмирая, они опускались на дно океана. Проходят годы, и на дне образуется толстый слой из таких останков, который со временем цементируется и превращается в мел. Мел используется в строительстве - с его помощью возводят дома, различные архитектурные сооружения; делают посуду; мелом пишут на доске.
Слайд 17: (песчаник). Распространенная порода кремового, бурого или красного цвета. Состоит из зёрен кварцевого песка, сцементированного известью. Используется в строительстве.
Слайд 18: (каменный уголь). Камень черного или серо-черного цвета с металлическим блеском. Каменный уголь является топливом, несет в дом свет, тепло. Образовался из остатков растений много миллионов лет назад. В нем часто находят остатки деревьев, пней.
Слайд 19: (гранит). Гранит состоит из кристаллов нескольких минералов (слюда, полевой шпат, кварц). В нем хорошо видны зерна этих минералов. Цвет гранита пестрый: красный, розовый, серый. Гранит самый твердый камень. Этот камень используют при строительстве с давних времен.
Слайд 20: Перед вами Физическая карта нашей страны. Здесь обозначены условными знаками все полезные ископаемые, добываемые геологами в нашей стране. Давайте рассмотрим карту нашей страны с обозначенными на ней геологами уже найденными полезными ископаемыми. (Показ физической карты России с обозначенными полезными ископаемыми, обсуждает с детьми, какие полезные ископаемые отмечены в том или ином месте, с помощью каких условных обозначений).
Каменный уголь: на землях Кузбасса расположен Кузнецкий угольный бассейн – самое богатое угольное месторождение в мире.
Песчаник существует во многих районах нашей страны. Встретить его можно в Ростовской области и даже на берегу Черного моря. Много песчаника и в Поволжье, и Закавказье.
Наиболее крупными и разрабатываемыми месторождениями гранита следует считать Дальний Восток.
Одними из наиболее крупных являются меловые карьеры в Волгоградской области.
Слайд 21: Давайте рассмотрим карту Курганской области и назовем полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Курганская область богата на минерально-сырьевые ресурсы. Здесь не мало месторождений различных ископаемых. В регионе добывают следующие ресурсы: строительные пески;; глины;; торф; гипс, железные руды.
Физкультминутка «Мы геологами станем»
Мы геологами станем? Да, да, да (хлопок над головой).
Будут все гордится нами? Да, да, да (хлопок над головой).
Что же ждёт нас впереди? Высокая гора (показывают руками).
Бурная река (показывают руками). Её не обойдёшь (топают ногами).
Её не проплывёшь (плывут). Её не пролетишь (крыльями машут)
Надо напрямик. Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели (маршируют на месте). Да!Да! Да! (хлопок над головой).
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас пройти в лабораторию, рассмотреть образцы полезных ископаемых.
– Мы с вами в лаборатории. Наденьте специальную одежду для проведения исследований. Займите места за столами.
– Сегодня вы исследуете свойства камней.
– Посмотрите, на мольберте висит схема, которая подскажет, в какой последовательности вы будете проводить исследования. Все знаки вам уже знакомы.
– У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого исследования, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”.
– Итак, приступаем к исследованиям, выберите один камень и обследуйте его. (мел, каменный уголь, гранит, песчаник)
Исследование 1. Определение камня, название (поднимите каменный уголь, песчаник, мел, гранит).
Исследование 2. Определение цвета камней.
В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень. (дети делают зарисовки цветными карандашами).
Вывод: камни имеют разный окрас.
Исследование 3. Определение характера поверхности.
Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни имеют не ровную поверхность, камни бывают гладкие и шероховатые.
Исследование 4: «Твердый или мягкий?»
Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую ваш камешек. Сожмите обе руки сильно - сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.
Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.
Исследование 4:«Тонет - не тонет»
На столе у вас емкость с водой. Опустите в емкость с водой свои камни. Что произошло? Камни утонули. Почему? Потому что они тяжелые.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
Воспитатель: отметьте в таблице, где используется ваш камень: для строительства, для тепла, для изготовления украшений.
Молодцы!
Воспитатель: У меня для вас еще один сюрприз. Но нам нужно найти его с помощью компаса. Давайте вспомним, как правильно обращаться с компасом. Нужно взять его в руки и медленно вращать вокруг себя, пока красная стрелка не будет указывать на букву N. Это будет обозначать, что мы стоим лицом к северу. Сзади у нас юг, слева - запад, справа - восток.
У нас в группе (зале) два сундучка. Сюрприз в сундучке, который находится в южной части группы. Попробуем отыскать его с помощью компаса.
(Дети выполняют задание, находят сундук и садятся на стулья. Открыв сундучок, обнаруживают там коллекцию минералов).
Воспитатель: Молодцы. С помощью компаса нашли клад – коллекцию минералов и энциклопедию. Вы сможете ближе познакомиться с камнями-минералами. Посмотрите какое богатство хранит наша земля.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, насколько нужна, трудна и интересна профессия геолога. И может кто – то из вас, когда вырастет, станет геологом.
Он по тайге и в дождь, и в зной
Шагает без дорог.
Рюкзак несет он за спиной,
В нем верный молоток.
И вдоль реки его маршрут,
И по крутым горам.
Отбил кусочек камня тут,
Кусочек камня там.
Он камни соберет в рюкзак,
Изучит, а потом
Приедет и доложит так:
- Здесь золото найдем,
А здесь должно быть серебро,
Здесь надо нефть искать.
Про все подземное добро
Он может рассказать.
Его профессия нужна,
Чтоб богатела вся страна. (Г. Шалаева)